Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

После публикации статьи про схему подключения магнитного пускателя мне очень часто стали приходить вопросы о том, как осуществить управление двигателем с двух или трех мест.

И не удивительно, ведь такая необходимость может возникнуть довольно часто, например, при управлении двигателем из двух разных помещений или в одном большом помещении, но с противоположных сторон или на разных уровнях высот, и т.п.

Вот я и решил написать об этом отдельную статью, чтобы вновь обратившимся с подобным вопросом каждый раз не объяснять, что и куда необходимо подключить, а просто давать ссылочку на эту статью, где все подробно разъяснено.

Итак, у нас имеется трехфазный электродвигатель, управляемый через контактор с помощью одного кнопочного поста. Как собрать подобную схему я очень подробно и досконально объяснял в статье про схему подключения магнитного пускателя — переходите по ссылочке и знакомьтесь.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Вот схема подключения магнитного пускателя через один кнопочный пост для приведенного выше примера:

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Вот монтажный вариант этой схемы.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Будьте внимательны! Если у Вас линейное (межфазное) напряжение трехфазной цепи составляет не 220 (В), как в моем примере, а 380 (В), то схема будет выглядеть аналогично, только катушка пускателя должна быть на 380 (В), иначе она сгорит.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Также цепи управления можно подключить не с двух фаз, а с одной, т.е. использовать какую-нибудь одну фазу и ноль. В таком случае катушка контактора должна иметь номинал 220 (В).

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Схема управления двигателем с двух мест

Я немного изменил предыдущую схему, установив для силовых цепей и цепей управления отдельные автоматические выключатели.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Для моего примера с маломощным двигателем это не было критической ошибкой, но если у Вас двигатель гораздо бОльшей мощности, то такой вариант будет не рациональным и в некоторых случаях даже не осуществимым, т.к. сечение проводов для цепей управления в таком случае должно быть равно сечению проводов силовых цепей.

Предположим, что силовые цепи и цепи управления подключены к одному автомату с номинальным током 32 (А). В таком случае они должны быть одного сечения, т.е. не менее 6 кв.мм по меди. А какой смысл для цепей управления использовать такое сечение?! Токи потребления там совсем мизерные (катушка, сигнальные лампы и т.п.).

А если двигатель будет защищен автоматом с номинальным током 100 (А)? Представьте тогда, какие сечения проводов необходимо будет применить для цепей управления. Да они просто напросто не влезут под клеммы катушек, кнопок, ламп и прочих устройств низковольтной автоматики.

Поэтому, гораздо правильнее будет — это установить отдельный автомат для цепей управления, например, 10 (А) и применить для монтажа цепей управления провода сечением не менее 1,5 кв.мм.

Теперь нам нужно в эту схему добавить еще один кнопочный пост управления. Возьму для примера пост ПКЕ 212-2У3 с двумя кнопками.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Как видите, в этом посту все кнопки имеют черный цвет. Я все же рекомендую для управления применять кнопочные посты, в которых одна из кнопок выделена красным цветом. Ей и присваивать обозначение «Стоп». Вот пример такого же поста ПКЕ 212-2У3, только с красной и черной кнопками. Согласитесь, что выглядит гораздо нагляднее.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Вся суть изменения схемы сводится к тому, что кнопки «Стоп» обоих кнопочных постов нам необходимо подключить последовательно, а кнопки «Пуск» («Вперед») параллельно.

Назовем кнопки у поста №1 «Пуск-1» и «Стоп-1», а у поста №2 — «Пуск-2» и «Стоп-2».

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

  • Теперь с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-1» (пост №1) делаем перемычку на клемму (4) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2).

Затем с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2) делаем две перемычки. Одну перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1).

  1. А вторую перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2).

И теперь осталось сделать еще одну перемычку с клеммы (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2) на клемму (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1). Таким образом мы подключили кнопки «Пуск-1» и «Пуск-2» параллельно друг другу.

  • Готово.
  • Вот собранная схема и ее монтажный вариант.

Теперь управлять катушкой контактора, а также самим двигателем можно с любого ближайшего для Вас поста. Например, включить двигатель можно с поста №1, а отключить с поста №2, и наоборот.

О том, как собрать схему управления двигателем с двух мест и принцип ее работы предлагаю посмотреть в моем видеоролике:

Ошибки, которые могут возникнуть при подключении

Если перепутать, и подключить кнопки «Стоп» не последовательно друг с другом, а параллельно, то запустить двигатель можно будет с любого поста, а вот остановить его уже на вряд ли, т.к. в этом случае необходимо будет нажимать сразу обе кнопки «Стоп».

И наоборот, если кнопки «Стоп» собрать правильно (последовательно), а кнопки «Пуск» последовательно, то двигатель запустить не получится, т.к. в этом случае для запуска нужно будет нажимать одновременно две кнопки «Пуск».

Схема управления двигателем с трех мест

Если же Вам необходимо управлять двигателем с трех мест, то в схему добавится еще один кнопочный пост. А далее все аналогично: все три кнопки «Стоп» необходимо подключить последовательно, а все три кнопки «Пуск» параллельно друг другу.

  1. Монтажный вариант схемы.
  2. Если же Вам необходимо осуществлять реверсивный пуск асинхронного двигателя с нескольких мест, то смысл остается прежним, только в схему добавится, помимо кнопок «Стоп» и «Пуск» («Вперед»), еще одна кнопка «Назад», которую необходимо будет подключить параллельно кнопке «Назад» другого поста управления.

Рекомендую: на постах управления, помимо кнопок, выполнять световую индикацию наличия напряжения цепей управления («Сеть») и состояние двигателя («Движение вперед» и «Движение назад»), например, с помощью тех же светодиодных ламп СКЛ, про преимущества и недостатки которых я не так давно Вам подробно рассказывал. Примерно вот так это будет выглядеть. Согласитесь, что смотрится наглядно и интуитивно понятно, особенно когда двигатель и контактор находятся далеко от постов управления.

  • Как Вы уже догадались, количество кнопочных постов не ограничивается двумя или тремя, и управление двигателем можно осуществлять и с бОльшего числа мест — это все зависит от конкретных требований и условий рабочего места.
  • Кстати, вместо двигателя можно подключить любую нагрузку, например, освещение, но об этом я расскажу Вам в следующих своих статьях.

P.S. На этом, пожалуй и все. Спасибо за внимание. Есть вопросы — спрашивайте?!

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:

Источник: http://zametkielectrika.ru/sxema-upravleniya-magnitnym-puskatelem-s-dvux-i-trex-mest/

Схемы управления электромагнитными пускателями (контакторами)

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Электромагнитные пускатели и контакторы незаменимы в цепях управления силовой нагрузкой. А чтобы правильно применять эти устройства нужно хорошо знать, как они работают и уметь чертить нужные схемы управления под свой конкретный случай.

Электромагнитные контакторы находят даже применение в цепях управления освещением.  Сегодня рассмотрим схемы управления реверсивным и нереверсивным пускателем или контактором. Я даже не знаю, как их можно различать

Для начала хочу сказать несколько слов из чего состоит пускатель. У пускателя можно выделить 3 основных элемента:

  • силовые контакты (как правило их 3) – предназначены для коммутации силовой нагрузки, номинальный ток пускателя относится именно к контактам;
  • электромагнитная катушка – предназначена для управления пускателем, в основном рассчитана на 220 или 380В;
  • дополнительный контакт – предназначен для построения схемы управления или сигнализации о состоянии пускателя (контактора), в пускателях на большие номинальные токи их может быть несколько (замыкающие, размыкающие).

Все эти 3 элемента будут участвовать в схемах управления.

1 Схема управления нереверсивным пускателем (контактором).

Данная схема встречается очень часто. К примеру, в щите устанавливаем пускатель  с тепловым реле для управления электродвигателем, а кнопки управления выводим в нужное нам место. На рисунке ниже представлена схема управления нереверсивным пускателем с катушкой управления на 380В.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Схема управления нереверсивным пускателем (контактором)

При нажатии на кнопку «Пуск» через катушку проходит электрический ток и электромагнит притягивает контакты (силовые и дополнительные). В это время контакт 97-98 замыкается и через него постоянно проходит ток для удержания электромагнита катушки.

При нажатии на кнопку «Стоп» цепь управления катушки разрывается и электромагнит отпускает контакты, которые под действие пружины возвращают их в исходное состояние. Кнопки «Пуск» и «Стоп» без фиксации. В случае перегрузки контакт КК также разрывает цепь катушки.

До кнопочного поста достаточно проложить трехжильный кабель.

2 Схема блокировки двух устройств при помощи контакторов.

Следующая схема применима в том случае, если необходимо выполнить блокировку технологического оборудования №1 пока не включено оборудование №2. Например, зарядное устройство и приточная вентиляция. Включаем вентилятор и только после этого сможем включить зарядное устройство.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Схема блокировки двух устройств при помощи контакторов

Здесь использована предыдущая схема, к которой добавлен вспомогательный дополнительный контакт (приставка контактная, 1з). На линии питания нашего оборудования №1 (в нашем случае это зарядное устройство) устанавливаем контактор. При нажатии кнопки «Пуск» включается вентилятор, контакт 23-24 замыкается и включается контактор на линии №2.

3 Схема управления реверсивным пускателем (контактором). Механическая блокировка.

Реверсивные пускатели применяют для управления задвижками либо для выполнения реверса электродвигателя. Суть в том, что если фазу L1 и L3 (а и b) поменять местами, то двигатель начнет вращаться в противоположную сторону.

Реверсивный пускатель можно собрать из двух обычных пускателей. Главное чтобы была выполнена блокировка. Схема реализации реверсивной схемы на двух контакторах с использованием блокировочного устройства представлена ниже.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Схема управления нереверсивным пускателем (контактором). Механическая блокировка

  • Блокировочное устройство предназначено для исключения одновременного включения двух контакторов.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Блокировочное устройство двух контакторов

При нажатии на кнопку, к примеру у нас задвижка, «Открытие» — первый контактор включается (двигатель вращается в одну сторону).

Чтобы задвижку перевести в закрытое состояние должны нажать «Стоп», первый контактор отключится, а затем нажать кнопку «Закрытие» — второй контактор включится. Блокировочное устройство не даст нам одновременно включить два контактора.

В случае задвижки данная схема не очень верна, т.к. в схеме не показаны конечные выключатели (данную тему рассмотрю в другой раз).

4 Схема управления реверсивным пускателем (контактором). Электрическая блокировка.

Сейчас выполним те же функции только применим электрическую блокировку. Для этого к каждому контактору доставим дополнительно по приставке контактной с размыкающим контактом. Дополнительный размыкающий контакт первого контактора ставим последовательно с катушкой управления второго пускателя, аналогично и со вторым контактором.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Схема управления нереверсивным пускателем (контактором). Электрическая блокировка

При включения одного контактора, размыкающий контакт не дает включиться второму контактору.

При использовании пускателей и контакторов с катушками на 220В схемы практически не меняются. Вместо второй фазы используется N.

Источник: http://220blog.ru/pro-sxemy/sxemy-upravleniya-elektromagnitnymi-puskatelyami-kontaktorami.html

Схемы управления асинхронным двигателем в формате dwg

В данной статье речь пойдет о схемах управления асинхронным двигателем (АД). В настоящее время существуют три наиболее часто используемые схемы управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором:

  • схема управления нереверсивным двигателем – «прямой пуск»;
  • схема реверсивного управления двигателем;
  • схема управления двигателем «звезда-треугольник».

В конце данной статьи, вы сможете скачать данные схемы выполненные в программе AutoCad в формате dwg.

Схема управления нереверсивным двигателем – «прямой пуск»

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Данная схема состоит из следующих устройств:

  • автоматический трехполюсный выключатель – QF1 (защита цепей питания двигателя ~380В);
  • линейный контактор – КМ1;
  • тепловое реле – КК1 (защита от перегрузки двигателя);
  • предохранитель – FU1 (защита цепей управления ~220В);
  • кнопки «СТОП» и «ПУСК» с самовозвратом – SB1 и SB2;
  • сигнальные лампы — HL1 и HL2.

Принцип работы

При нажатии кнопки SB2 «ПУСК» подается напряжение на катушку контактора КМ1. Контактор срабатывает и своими силовыми контактами подключает к сети 380В асинхронный двигатель. При этом своими контактами 14-13 шунтирует кнопку SB2, делается это для того, чтобы катушка контактора была постоянно под напряжением и он не отключался при отпускании кнопки SB2.

Отключение двигателя происходит нажатием кнопки SB1 «СТОП». Для защиты от перегрузки двигателя применяется тепловое реле КК1, в случае перегрузки двигателя, контакты 96-95 реле КК1 размыкаются снимая напряжение с катушки контактора КМ1.

Схема реверсивного управления двигателем

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Отличие данной схемы от предыдущей схемы в том, что изменяя порядок чередования фаз на статоре двигателя, мы изменяем направление вращения ротора двигателя «Вправо» — «Влево».

При нажатии кнопки SB2 «Открыть» (в данном примере схема используется для управления реверсивной задвижкой) срабатывает контактор КМ1 и ротор двигателя вращается в одну сторону при этом задвижка открывается. В этом случае порядок чередования – А, В, С.

Что бы ротор двигателя вращался в другую сторону, нужно сначала нажать кнопку SB1 «СТОП» и лишь потом нажать кнопку SB3 «Закрыть», в результате сработает контактор КМ2 и ротор двигателя вращается в обратную сторону при этом задвижка закрывается. Порядок чередования фаз – С, В, А.

Во избежание короткого замыкания при одновременном нажатии кнопок SB2 и SB3 используются нормально-закрытые контакты 22-21 контакторов КМ1 и КМ2 и таким образом исключается возможность включения одного контактора пока не обесточится другой.

Схема управления двигателем «звезда-треугольник»

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

  • Данная схема применяется когда нужно уменьшить пусковой ток двигателя, в основном она используется для двигателей большой мощности.
  • В момент пуска, обмотки статора двигателя соединены в «звезду», после того как двигатель разогнался, происходит переключение обмоток статора со «звезды» на «треугольник».
  • Подробно об изменении мощности при схеме соединении двигателя звезда-треугольник рассмотрено в статье: «Расчет мощности двигателя при схеме соединения звезда-треугольник».
  • Принцип работы

При нажатии кнопки SB2 «ПУСК» подается напряжение на катушку реле времени КТ1, контактора КМ1 и промежуточного реле KL1. Реле KL1 добавлено в схему в связи с тем, что у реле времени есть только одна группа блок-контактов, если же у Вашего реле времени есть дополнительная группа блок-контактов, реле KL1 – не используется. Не много забегая вперед, в архиве вы сможете найти схему управления двигателем «звезда-треугольник» без промежуточного реле KL1.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

После того как сработало реле KL1 мгновенно замыкаются его контакты 11-14 и через нормально закрытые контакты 22-21 контактора КМ2 срабатывает контактор КМ3. При этом контакты 21-22 реле KL1 размыкаются, тем самым выполняется блокировка от одновременного включения контакторов КМ3 и КМ2.

  1. Когда контактор КМ3 сработал, он своими силовыми контактами соединяет обмотку статора двигателя «звездой».
  2. После того как двигатель разогнался при пониженном напряжении, контакты реле времени КТ1 11-12 разомкнутся, тем самым сняв напряжение с катушки реле KL1, в это время контакты реле KL1 11-14 размыкают цепь включения контактора КМ3, а в цепи включения контактора КМ2 замыкаются, и если контакты 21-22 контактора КМ3 замкнуты, то включается контактор КМ2.
  3. После этого контактор КМ2 своими силовыми контактами соединяет обмотку статора двигателя «треугольником».
  4. На этом процесс подключения двигателя к сети ~380 В – заканчивается.
  5. В архиве вы сможете найти следующие схемы в формате dwg:
  • схема управления нереверсивным двигателем – «прямой пуск»
  • схема реверсивного управления двигателем
  • схема управления двигателем «звезда-треугольник» с реле времени и промежуточным реле
  • схема управления двигателем «звезда-треугольник» с реле времени
  • Благодарность:
  • Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding».
  • Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.
  • Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.

Источник: https://raschet.info/shemy-upravleniya-asinhronnym-dvigatelem-v-formate-dwg/

Переключение с местного на дистанционное управление без перерыва питания электродвигателя

Вашему вниманию предлагается принципиальная элекрическая схема устройства управления двигателем. Основной особенностью данной схемы является переключение дистанционного и местного управления двигателем без перерыва в питании (без паузы при переключении).

На практике бывает, что необходимо сделать схему, позволяющую осуществлять перевод режима управления с местного на дистанционный без перерыва питания управляемого устройства, в данном случае это электродвигатель.

Данная схема позволяет сделать процесс перевода с местного на дистанционное управления без паузы в питании, что немаловажно при работе таких устройств, как насосы, компрессоры, вентиляторы системы вентиляции и т.д.

Как добавить электроблокировку и дистанционное управление в реверсивную схему управления электродвигателем?

Описание схемы управления: Схема управления двигателем состоит из автоматического выключателя SF1, магнитного пускателя KM1, четырёх промежуточных реле KL1 — KL4, четырёх кнопок управления SB1 — SB4 и ключа выбора местного/дистанционного управления SAC1.

При подаче питания через автоматический выключатель SF1 схема подготовлена к работе. Если ключ SAC1 находится в положении «У», в данном режиме схема будет управляться с поста (пульта), который находится удалённо от объекта управления.

При нажатии кнопки управления SB3 (двигатель изначально остановлен) катушка реле KL3 начнёт обтекаться и замкнется его контакт, который, в свою очередь, шунтирует разомкнутый контакт пускателя KM1.1, так как контакты реле KL2 и KL4 замкнуты, по катушке пускателя потечёт ток, контакт КМ1.

1 замкнётся, схема управления двигателем будет находится в режиме самоудерживания. Управление двигателем с местного поста управления невозможно.

При переключении ключа SAC1 в положение «М», прекращения подачи питания на катушку пускателя KM1 не произойдёт, поэтому электродвигатель продолжит работу, но уже с возможностью управления с местного поста. Управление с местного поста (пульта) происходит аналогично с управлением с удалённого поста (пульта).

Просмотров всего: 2 730, Просмотров за день: 1

Источник: https://www.el-info.ru/biblioteka/elektricheskie-sxemy/mest-dist-dvagatel/

Схема реверсивного пускателя

Для переключения вращения электропривода в прямом и обратном направлении применяется схема реверсивного пускателя. Ниже рассмотрены пусковые и рабочие режимы, защитные мероприятия. Дополнительные рекомендации предотвратят ошибки при монтаже и аварии в процессе эксплуатации.

С помощью этих устройств обеспечивается управление электродвигателем

Нереверсивное подключение электродвигателя

Сначала следует рассмотреть относительно простой вариант, когда электрический двигатель выполняет свои функции с вращением только в одном направлении. Такие решения вполне достаточны для насосных станций, компрессорных установок.

Типовая нереверсивная схема

В этом варианте подключен трехфазный источник питания 220 V последовательно через автомат и магнитный пускатель «КМ».

Реле «Р» в нулевой цепи обеспечивает защиту при чрезмерном нагреве силового агрегата.

Второй контакт обмотки пускателя подсоединен к одной из фаз «С» через плавкий предохранитель «FU», ограничивающий силу тока. Двумя кнопками устанавливают соответствующие режимы: «Пуск» и «Стоп».

Нереверсивный запуск

Включение автомата – подготовительный этап. Электродвигатель начинает вращение после нажатия кнопки «Пуск». Это действие подключает питание обмоток.

Силой магнитной индукции якорь перемещается в нужное положение. Комбинированный контактор пускателя подает напряжение на рабочие обмотки.

В этом положении шунт замыкает вспомогательную цепь, что сохраняет питание силового агрегата в рабочем режиме при отжатой кнопке.

Остановка

Для остановки нажимают «Стоп». В этом положении отключается питание катушек пускателя. Пружина перемещает якорь в исходное положение с одновременным размыканием силовых контактов.

Защита двигателя при нереверсивном пуске

При попадании в механический привод посторонних предметов ток в обмотках двигателя увеличивается. Нагрев изгибает биметаллические элементы теплового реле.

На определенном уровне повышения температуры цепь нулевого провода разрывается. Контактные группы «КМ» возвращаются в исходное положение.

Плавкий предохранитель выполняет свои функции при коротком замыкании между витками катушки индукции магнитного пускателя.

Устройство магнитного пускателя для реверсного пуска

Подключение пускателя магнитного

Стандартный пускатель состоит из следующих компонентов:

  • сердечник с закрепленной на нем катушкой индукции;
  • якорь с механизмом перемещения контактных групп;
  • корпус, обеспечивающий целостность конструкции вместе с защитой от внешних воздействий.

При подаче (отключении) тока питания движением якоря замыкаются (отсоединяются) соответствующие контакты силовых цепей. Реверсивные модификации создают из двух обычных пускателей, установленных на одной монтажной панели. Дополнительными проводниками обеспечивается блокировка, препятствующая одновременному включению двух изделий.

К сведению. В некоторых моделях блокировка организована с применением специальных механических приспособлений.

В этом варианте используют отдельные клавиши, которые инициируют вращение ротора в прямом и обратном направлении. Первый рабочий режим сопровождается шунтированием контактной группой «КМ1» соответствующей цепи. Если нажать после этого клавишу «Назад», ничего не произойдет.

Для активизации обратного вращения следует сначала остановить двигатель, чтобы исключить поломку. Нажатием «Стоп» (С – на рисунке ниже) отключают питающее напряжение 380 V. После можно подать ток в нужные обмотки через силовые контактные группы «КМ2».

Как подключается реверсивный пускатель

Как подключить трехфазный электродвигатель в сеть 220в

Такие пускатели применяют в станках и других устройствах, где необходимо попеременное вращение двигателя в разных направлениях. Принцип подключения однофазной сети аналогичен рассматриваемому варианту. В обоих случаях устанавливают плавкие предохранители для предотвращения повреждения цепей сильными токами.

Как происходит включение

На первой стадии основной выключатель «QF» обеспечивает подачу трех фаз на все входные контакты двух пускателей. Разомкнутая цепь управления отключает питание обмоток двигателя.

Как происходит переключение

Нажатием второй клавиши «Пуск-2» подают ток в обмотки для вращения двигателя в обратном направлении. Как видно по схеме, одновременное включение двух устройств невозможно.

Реверсивное подключение трехфазного двигателя

Что собой представляет контактор, его особенности и схемы подключения

В остановленном положении система управления готова к работе. Однократным нажатием «Пуск-1» подают питание на обмотки для вращения ротора в прямом направлении. Шунт поддерживает целостность электрической цепи после возврата кнопки пружиной в исходное положение.

Переключение системы при противоположном вращении

Первый пускатель отключается, так как электромагнитный привод второго разрывает цепь контактной группы «КМ2» (схема реверс).

Изменение поворотного движения

Изменение режимов через остановку предотвращает быструю подачу напряжения на другие обмотки электродвигателя. Действие с определенной временной задержкой предотвращает механические повреждения, исключает сильные броски напряжения при подключении к источнику нагрузки с индуктивными характеристиками.

Схема подключения

Далее подробно рассмотрена однолинейная схема подключения реверсивного магнитного пускателя.

Силовая часть и цепи управления

После включения силового автомата QF питание поступает на верхнюю группу контактов пускателей. Цепь управления подключается к фазе «А» и нейтральному проводнику, но находится в разомкнутом состоянии, которое поддерживается соответствующим положением элементов: SB2 (3), КМ 1.1. (2.1.).

Токи в исходном состоянии

Работа цепей управления при вращении двигателя влево

Однократное нажатие кнопки «Влево» подает питание на катушку для перемещения якоря и замыкания контактов КМ2. Шунт КМ 1.1. поддерживает целостность электрической цепи в рабочем режиме.

Положение управляющих компонентов при вращении двигателя в прямом направлении

Работа цепей управления при вращении двигателя вправо

Для активации противоположного вращения меняют местами две фазы на обмотках двигателя. Предварительно нажимают «Стоп» (SB1), так как без этой промежуточной операции включить второй реверсивный магнитный пускатель не получится.

Изменения при вращении электродвигателя в обратном направлении

Силовые цепи

На следующих рисунках показано, как именно переключаются обмотки в схеме реверсивного пуска для вращения ротора в одну и другую стороны. Фаза «А» остается на том же месте. Меняются местами «В» и «С».

Подключение двигателя в разных режимах

Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака»

Если переключение пускателей выполнить без перерыва, две фазы будут одновременно поданы на силовые клеммы КМ1. Короткое замыкание повредит конструкцию.

Для предотвращения подобных ситуаций применяют отдельные контактные группы (КМ 2.2. и КМ1.2.), которые устанавливают перед катушками КМ1 и КМ2.

При подключении этих устройств, кроме соответствия по нагрузкам, отдельное внимание следует уделить корректному монтажу и защитным мероприятиям.

Следует учитывать особенности решения разных практических задач. Так, асинхронный двигатель подключают через пусковой конденсатор. Обеспечить функциональность пускателя от источника постоянного напряжения можно.

Однако в этом случае понадобится ограничить силу тока специальным резистором, чтобы предотвратить повреждение катушки.

Придется подобрать оптимальное электрическое сопротивление для сохранения работоспособности привода якоря.

Видео

Источник: https://amperof.ru/teoriya/sxema-reversivnogo-puskatelya.html

Типовые схемы управления электроприводами с асинхронными двигателями

Типовые
схемы релейно-контакторного управления
асинхронными двигателями (АД) строятся
по тем же принципам, что
и
схемы управления двигателями постоянного
тока.

Двигатели
этого типа малой
и
средней
мощности
обычно пускаются прямым подключением
к сети без
ограничения
пусковых токов. В этих случаях они
управляются с
помощью
магнитных пускателей, которые одновременно
обеспечивают
и
некоторые виды их защиты.

Схема
управления асинхронным двигателем с
использованием
магнитного
пускателя (рис. 2.1) включает в себя
магнитный пускатель,
состоящий
из контактора КМ
и
трех встроенных в него
тепловых
реле защиты КК.

Схема
обеспечивает прямой (без ограничения
тока
и момента) пуск двигателя, отключение
его от
сети, а
также защиту от коротких замыканий
(предохранители FА)
и
перегрузки
(тепловые реле КК).

Рис.
2.1.Схема
управления АД с использованием

нереверсивного
магнитного пускателя

Для
пуска двигателя замыкают выключатель
QFи
нажимают
кнопку
пуска SВ1.

Получает
питание катушка контактора КМ,
который,
включившись, своими главными силовыми
контактами в цепи статора двигателя
подключает его к источнику питания,
а
вспомогательным контактом шунтирует
кнопку SВ1.
Происходит
разбег двигателя по его естественной
характеристике.

Для отключения двигателя
нажимается кнопка остановки SВ2,
контактор
КМ
теряет
питание и отключает двигатель от сети.
Начинается процесс торможения двигателя
выбегом под действием момента нагрузки
на его валу.

Основным
элементом этой схемы является реверсивный
магнитный пускатель, который включает
в себя два линейных контактора КМ
КМ
два тепловых реле защиты КК
(рис.
2.2). Схема обеспечивает прямой пуск и
реверс двигателя, а также торможение
противовключением при ручном
(неавтоматическом) управлении.

Рис.
2.2. Схема управления АД с использованием
реверсивного магнитного пускателя

В
схеме предусмотрена защита от перегрузок
двигателя (реле КК)
и
коротких замыканий в цепи статора
(автоматический выключатель QF)
и
управления (предохранители FА).
Кроме
того, схема управления обеспечивает и
нулевую защиту от исчезновения (снижения)
напряжения сети (контакторы КМ
КМ2).

Пуск
двигателя при включенном QF
в условных направлениях «Вперед» или
«Назад» осуществляется нажатием
соответственно кнопок SВ1
или
SВ2.
Это
приводит к срабатыванию контактора КМ1или
КМ2,
подключению
двигателя к сети и его разбегу.

Для
реверса или торможения двигателя вначале
нажимается кнопка SВЗ,
что
приводит к отключению включенного до
сих пор контактора (например, КМ1),
после
чего нажимается кнопка SВ2.

Это
приводит к включению контактора КМ2
и
подаче на АД
напряжения
источника питания с другим порядком
чередования фаз. Магнитное поле двигателя
изменяет свое направление вращения на
противоположное, что приводит к началу
процесса реверса. Этот процесс состоит
из двух этапов: торможения противовключением
и разбега в противоположную сторону.

В
случае необходимости только торможения
двигателя при достижении им нулевой
частоты вращения должна быть вновь
нажата кнопка SВЗ,
что
приведет к отключению двигателя от сети
и возвращению схемы в исходное положение.
Если кнопка SВЗнажата
не будет, то это приведет к разбегу
двигателя в другую сторону, т.е. к его
реверсу.

Во
избежание короткого замыкания в цепи
статора, которое может возникнуть в
результате одновременного ошибочного
нажатия кнопок SВ
SВ2,
в
реверсивных магнитных пускателях иногда
предусматривается специальная
механическая блокировка.

Она представляет
собой рычажную систему, которая
предотвращает втягивание одного
контактора, если включен другой. В
дополнение к механической блокировке
в схеме используется типовая электрическая
блокировка, применяемая в реверсивных
схемах управления.

Она предусматривает
перекрестное включение размыкающих
контактов аппарата КМ
цепь катушки аппарата КМ2
и,
наоборот.

Следует
отметить, что повышению надежности и
удобства в эксплуатации способствует
использование в схеме воздушного
автоматического выключателяQF.
Его наличие исключает возможность
работы привода при обрыве одной фазы,
при однофазном коротком замыкании.

    1. Схема управления многоскоростным АД.

Эта
схема (рис. 2.3) обеспечивает получение
двух скоростей двигателя путем соединения
секций (полуобмоток) обмотки статора в
треугольник или двойную звезду, а также
его реверсирование. Защита электропривода
осуществляется тепловыми реле КК
КК
предохранителями FА.

Рис.
2.3.
Схема
управления двухскоростным АД

Для
пуска двигателя на низкую частоту
вращения нажимается кнопка SВ4,
после
чего срабатывает контактор КМ2
иблокировочное
реле КV.

Статор
двигателя оказывается включенным по
схеме треугольника, а реле КV,
замкнув
свои контакты в цепях катушек аппаратов
КМЗи
КМ4,
подготавливает
подключение двигателя к источнику
питания.

Далее нажатие кнопки SВ1или
SВ2
приводит
к включению соответственно в направлении
«Вперед» или «Назад».

После
разбега двигателя до низкой частоты
вращения может быть осуществлен его
разгон до высокой частоты вращения. Для
этого нажимается кнопка SВ5,
что
приведет к отключению контактора КМ2ивключению
контактора КМ1,
обеспечивающему
переключение секций обмоток статора с
треугольника на двойную звезду.

Остановка
двигателя производится нажатием кнопки
SВ3,
что
вызовет отключение всех контакторов
от сети и торможение двигателя выбегом.

Применение
в схеме двухцепных кнопок управления
не допускает одновременного включения
контакторов КМ1
и
КМ2,
КМ

КМ4.
Этой
же цели служит перекрестное включение
размыкающих блок-контактов контакторов
КМ1
и
КМ2,
КМ

КМ4
в
цепи их катушек.

    1. Схема управления АД, обеспечивающая прямой пуск и динамическое торможение в функции времени

Пуск
двигателя осуществляется нажатием
кнопки SВ1(рис.
2.4), после чего срабатывает линейный
контактор КМ,подключающий
двигатель к источнику питания.

Одновременно
с этим замыкание контакта КМ
вцепи
реле времени КТ
вызовет
его срабатывание и замыкание его контакта
в цепи контактора торможения КМ1.

Однако
последний не срабатывает, так как перед
этим разомкнулся в этой цепи размыкающий
контакт КМ.

Рис.
2.4.Схема
управления пуском и динамическим
торможением АД с короткозамкнутым
ротором

Для
остановки двигателя нажимается кнопка
SВ2,Контактор
КМ
отключается,
размыкая свои контакты в цепи статора
двигателя и отключая тем самым его от
сети переменного тока.

Одновременно с
этим замыкается контакт КМ
вцепи
аппарата КМ
размыкается контакт КМ
в
цепи реле КТ.

Это
приводит к включению контактора
торможения КМ1,
подаче
в обмотки статора постоянного тока от
выпрямителя Vчерез
резистор Rт
и переводу двигателя в режим динамического
торможения.

Реле
времени КТ,
потеряв
питание, начинает отсчет выдержки
времени. Через интервал времени,
соответствующий времени останова
двигателя, реле КТ
размыкает
свой контакт в цепи контактора КМ1,
тот
отключается, прекращая подачу постоянного
тока в цепь статора. Схема возвращается
в исходное положение.

Интенсивность
динамического торможения регулируется
резистором Rт,с
помощью которого устанавливается
необходимый постоянный ток в статоре
двигателя.

Для
исключения возможности одновременного
подключения статора к источникам
переменного и постоянного тока в схеме
использована типовая блокировка с
помощью размыкающих контактов КМ
и
КМ
1,
включенных
перекрестно в цепи катушек этих аппаратов.

Типовые
схемы управления АДс фазным ротором
.

Схемы
управления двигателя с фазным ротором,
которые рассчитаны в основном на среднюю
и большую мощность, должны предусматривать
ограничение токов при их пуске, реверсе
и торможении с помощью добавочных
резисторов в цепи ротора. За счет
включения резисторов в цепь ротора
можно также увеличить момент при пуске
вплоть до уровня критического
(максимального) момента.

    1. Схема одноступенчатого пуска АД в функции времени и торможения противовключением в функции ЭДС

После
подачи напряжения включается реле
времени КТ
(рис.
2.5), ко­торое своим размыкающим контактом
разрывает цепь питания контактора КМ3,
предотвращая
тем самым его включение и преждевременное
закорачивание пусковых резисторов в
цепи ротора.

Рис.2.5.
Схема управления пуском и торможением
противовключением АД с фазным ротором

Включение
двигателя производится нажатием кнопки
SВ1,
после
чего включается контактор КМ1.
Статор
двигателя подсоединяется к сети,
электромагнитный тормоз YВ
растормаживается,
и начинается разбег двигателя.

Включение
КМ1одновременно
приводит к срабатыванию контактора
КМ4,
который
своим контактом шунтирует ненужный при
пуске резистор противовключения Rд2,
а также разрывает цепь катушки реле
времени КТ.

Последнее,
потеряв питание, начинает отсчет выдержки
времени, после чего замыкает свой контакт
в цепи катушки контактора КМ3,
который
срабатывает и шунтирует пусковой
резистор Rд1,
в цепи ротора, и двигатель выходит на
свою естественную характеристику.

Управление
торможением обеспечивает реле торможения
KV,
контролирующее
уровень ЭДС (частоты вращения) ротора.

С помощью резистора Rp,
оно
отрегулировано таким образом, что при
пуске, когда скольжение двигателя 0 < s
< 1, наводимая в роторе ЭДС будет недостаточна для включения, а в режиме противовключения, когда 1 < s
< 2, уровень ЭДС достаточен для его включения.

Для
осуществления торможения двигателя
нажимается сдвоенная кнопка SВ2,
размыкающий
контакт которой разрывает цепь питания
катушки контактора КМ1.

После
этого двигатель отключается от сети и
разрывается цепь питания контактора
КМ
замыкается цепь питания реле КТ.

В
результате этого контакторы КМ
КМ4отключаются
и в цепь ротора двигателя вводится
сопротивление Rд1
+ Rд2.

Нажатие
кнопки SВ2приводит
одновременно к замыканию цепи питания
катушки контактора КМ2,
который,
включившись, вновь подключает двигатель
к сети, но уже с другим чередованием фаз
сетевого напряжения на статоре.

Двигатель
переходит в режим торможения
противовключением. Реле КVсрабатывает
и после отпускания, кнопки SВ2будет
обеспечивать питание контактора КМ2через
свой контакт и замыкающий контакт этого
аппарата.

В
конце торможения, когда частота вращения
будет близка к нулю и ЭДС ротора
уменьшится, реле КVотключится
и своим размыкающим контактом разомкнет
цепь катушки контактора КМ2.

Последний,
потеряв
питание,
отключит двигатель от сети, и схема
придет в исходное состояние.

После
отключения КМ2
тормоз
YВ,
потеряв
питание,
обеспечит
фиксацию (торможение) вала двигателя.

    1. Схема одноступенчатого пуска АД в функции тока и динамического торможения в функции частоты вращения

Схема
(рис.
2.

6)
включает
в
себя контакторы КМ1,
КМ2
и
КМ3;реле
тока
КА;реле
контроля частоты вращения SR,
промежуточное
реле KV;
понижающий трансформатор для динамического
торможения Т;выпрямитель
VD.
Максимальная
токовая защита осуществляется
предохранителями FA
FA2,
защита
от перегрузки двигателя – тепловыми
реле КК1
и
КК2.

Рис.
2.6. Схема управления пуском и динамическим
торможением АД с фазным ротором

Схема
работает следующим образом.

После подачи
с помощью автоматического выключателя
QFнапряжения
для пуска двигателя нажимается кнопка
SВ1,
включается
контактор КМ1,
силовыми
контактами которого статор двигателя
подключается к сети.

Бросок тока в цепи
ротора вызовет включение реле тока КА
и
размыкание цепи контактора ускорения
КМ2.
Тем
самым разбег двигателя начнется с
пусковым резистором Rд2
в цепи ротора.

Включение
контактора КМ1приводит
также к шунтированию кнопки SВ1,
размыканию
цепи катушки контактора торможения КМ
включению промежуточного реле напряжения
КV,
что,
тем не менее, не приведет к включению
контактора КМ2,
так
как до этого в этой цепи разомкнулся
контакт реле КА.

По
мере увеличения частоты вращения
двигателя уменьшаются ЭДС и ток в роторе.
При некотором значении тока в роторе,
равном току отпускания реле КА,оно
отключится и своим размыкающим контактом
замкнет цепь питания контактора КМ2.
Тот
включится, зашунтирует пусковой резистор
Rд2,
и двигатель выйдет на свою естественную
характеристику.

Следует
отметить, что вращение двигателя вызовет
замыкание контакта реле частоты вращения
SR
в цепи контактора КМ3,
однако
он не сработает, так как до этого
разомкнулся контакт контактора КМ1.

Для
перевода двигателя в тормозной режим
нажимается кнопка SВ2.
Контактор
КМ1
теряет
питание и отключает АДот
сети переменного тока.

Благодаря
замыканию контактов КМ1включится
контактор торможения КМ3,контакты
которого замкнут цепь питания обмотки
статора от выпрямителя VD),подключенного
к трансформатору Т
тем самым двигатель переводится в режим
динамического торможения.

Одновременно
с этим потеряют питание аппараты КV
и
КМ
2,
что
приведет к вводу в цепь ротора резистора
Rд2.
Двигатель
начинает тормозиться.

При
частоте вращения двигателя, близкой к
нулю, реле контроля частоты вращения
SR
разомкнет свой контакт в цепи катушки
контактора КМ3.
Он
отключится и прекратит торможение
двигателя. Схема придет в исходное
положение и будет готова к последующей
работе.

Принцип
действия схемы не изменится, если катушку
реле тока КА
включить
в фазу статора, а не ротора.

Источник: https://studfile.net/preview/1645025/page:2/

Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором

Управлять асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором можно посредством контакторов. При использовании маломощных электродвигателей, для которых нет необходимости ограничивать пусковой ток, запуск производится при действующем напряжении.

Нереверсивная схема управления асинхронного двигателя

Рисунок 1 — Простейшая схема асинхронного двигателя

Для подачи напряжения на управляющую и силовую цепь используется автоматический выключатель QF. Пуск асинхронного двигателя осуществляется кнопкой SB1 «Пуск”, которая замыкает свои контакты в цепи катушки магнитного пускателя КМ.

Который срабатывая замыкает основные контакты силовой цепи статора. Вследствие чего электродвигатель М подсоединяется к питанию.

В то же время в управляющей сети происходит замыкание блокирующего контакта КМ который шунтирует кнопку SB1.

Чтобы отключить асинхронный двигатель с кз ротором, необходимо нажать клавишу SB2 «Стоп». При этом питающая сеть контактора КМ размыкается и подача напряжения на статор прекращается. После этого нужно выключают автомат QF. Схема управления АД с кз предусматривает несколько защит:

  • от КЗ — посредством автоматического выключателя QF и плавкими предохранителями FU;
  • от перегрузок — посредством теплореле КК (при перегреве данные устройства отсоединяют контактор КМ, прекращая работу движка);
  • нулевая защита — посредством магнитного пускателя КМ (при низком напряжении или его полном отсутствии контактор КМ оказывается незапитанным, размыкается и электродвигатель выключается).

Для подключения электродвигателя после срабатывания защитного механизма требуется снова надавить клавишу SB1.

Реостатный пуск асинхронного двигателя с кз ротором

Если невозможно запустить АД с кз ротором в стандартном режиме, используют запуск при сниженном напряжении. С этой целью в цепь статора добавляют сопротивление, реостат или используют автотрансформатор.

Автоматический выключатель QF срабатывает и на управляющую и силовую цепь поступает напряжение. После нажатия кнопки SB1 пускатель КМ1 приходит в действие, подавая электроток в цепь статора с включенным сопротивлением.

В то же время питание поступает и на реле времени КТ.

Рисунок 2 — Схема асинхронного двигателя с симметричными сопротивлениями (реостатный пуск)

Через определенный временной интервал, задаваемый реле КТ, происходит замыкание контакта КТ. В итоге пускатель КМ2 шунтирует (закорачивает) сопротивление статора. Процедура запуска электродвигателя завершается. Для его выключения необходимо нажать клавишу SB2 и выключить автомат QF.

Реверсивный пуск асинхронного двигателя

Рисунок 3. Схема реверсивный пуск асинхронного двигателя с кз ротором.

Данная схема дает возможность производить запуск электродвигателя и изменять направленность его вращения.

Для запуска необходимо включить автомат QF и нажать SB1 «Пуск», в результате чего ток поступает на магнитный пускатель КМ1, который запитывает статор.

АД реверсируется последовательным нажатием кнопок «Стоп» SB3 (КМ1 выключается и двигатель останавливается) и «Реверс» SB2 (срабатывает КМ2 и асинхронный двигатель запускается в реверсивном направлении).

В данной схеме нажатием кнопки реверса меняется чередование фаз питающего напряжения на статоре двигателя, что будет вызывать смену направленности его вращения (реверсом).

При помощи нормально замкнутых контактов КМ1 и КМ2 выполнена защита от ошибочного включения сразу двух магнитных пускателей КМ1 и КМ2. Также действуют защиты, аналогичные описанным ранее.

Отключить электродвигатель можно кнопкой SB3 и автоматом QF.

Источник: https://electrikam.com/sxema-upravleniya-asinxronnym-dvigatelem-s-korotkozamknutym-rotorom/

Ссылка на основную публикацию