Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии пду, вынесенных за пределы дома?

Федеральное законодательство об энергосбережении требует от ресурсоснабжающих организаций наладить достоверный учет энергоресурсов, в том числе – воды. По мнению законодателей и Минстроя, это должно привести к гармонизации отношений между потребителями и поставщиками коммунальных услуг, снижению коммерческих и технологических потерь.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?

Следует полностью пересмотреть существующие подходы к организации коммерческого учета потребляемых коммунальных ресурсов, выработать более работоспособную систему с учетом российского и международного опыта.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

Водоканалы в поисках путей к решению поставленной задачи нашли выход в установке приборов учета в контрольных колодцах, расположенных в местах врезки абонентов в магистральную сеть.

Это позволяет минимизировать утечки, возникающие между централизованным водопроводом и точками потребления воды, а также делает приборы учета доступными для контроля в любое время суток.

Однако решение, казавшееся столь совершенным, на деле влечет за собой технические осложнения и протесты абонентов.

Какие счетчики устанавливаются в колодцах

Для установки в колодцах предназначены не все счетчики воды, а только мокроходные. Это влагостойкие приборы учета, которые не нуждаются в дополнительной гидроизоляции. Их можно устанавливать даже на открытых участках водопровода. Однако при установке мокрохода в колодце необходимо учитывать ряд технических нюансов

  1. В техпаспорте прибора учета должно быть написано, что он допущен к эксплуатации в условиях низких температур. Большинство бытовых водомеров эксплуатируются в условиях от +5 до +50°С. Это значит, что их установка в колодце небезопасна, может искажать показания, а также привести к преждевременному выходу водомера из строя.
  2. Убедитесь, что колодец защищен от попадания влаги: грунтовых и дождевых вод. Если колодец затапливается, это осложнит съем показаний.
  3. Пломбируйте счетчик не металлическим тросом, а пломбировочной леской. Повышенная влажность вызывает коррозию и нарушает целостности троса.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?

Может ли водоканал заставить установить счетчик в колодце

Действующее законодательство напрямую не запрещает водоканалам устанавливать приборы учета в колодцах. Согласно пунктом 7.7.

Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 307, потребители обязаны оплачивать потребление воды на основании показаний водомеров, установленных на границе сетей потребителей с системами централизованного водоснабжения. Если в договоре водоснабжения установлено, что граница балансовой принадлежности проходит по колодцу, водоканал имеет право установить счетчик в колодце.

Однако на монтаж приборов учета воды распространяются требования пункта 11.5 СНиП 02.04.

01-85 «Внутренний водопровод и канализация», согласно которому водомеры должны устанавливаться в месте, удобном для снятия показаний и обслуживания приборов учета, в освещенном помещении с температурой внутреннего воздуха не менее +5 °С. На обязательность этого требования указывает письмо Минрегиона России от 08 сентября 2010 № 8235-14/ИБ-05.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?

Если подходить к данной норме формально, то колодец является местом удобным для снятия показаний и обслуживания водомера. Именно поэтому водоснабжающие организации требуют от потребителей выносить приборы учета за границы балансовой принадлежности.

Но они упускают из вида вторую составляющую данных требований: водомер должен устанавливаться в помещении с естественным или искусственным освещением и температурой воздуха ≥ 5 градусов выше нуля.

Колодец, даже самый современный, оснащенный системой вентиляции воздуха и светодиодного освещения является сооружением, а не помещением, и, таким образом, требования водоканала об установке водомерного узла в колодцах противоречит положениям СНиП 02.04.01-85.

Установка счетчика воды в колодце и судебная практика

На этом основании Арбитражный суд Ставропольского края отклонил исковые требования МУП «Горводоканал» г. Лермонтова к жильцам многоквартирного жилого дома, которые отказались переносить общедомовой счетчик воды из водомерного узла, расположенного в подвале дома, в уличный колодец.

Предприятие пыталась обосновать законность своих требований, сославшись на пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», который обязывает собственников жилья установить и ввести в эксплуатацию приборы учета воды на границе балансовой принадлежности.

Можно ли требовать установку водомера в колодце на улице

Согласно пункту 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83, подключение к магистральному водопроводу допускается в пределах границ земельного участка потребителя. Только в этом случае можно требовать установку прибора учета воды в уличном колодце.

Плюсы установки счетчиков в колодцах

Несмотря на то, что требования об установке водомеров в уличном колодце неправомерны, многие водоснабжающие организации применяют их в практике взаимодействия с потребителями. Свои требования они объясняют возможностью рассчитываться по фактическим показаниям приборов учета, а не по нормативу. Для самих водоканалов видится больше плюсов от установки счетчиков в колодцах:

  • возможность снятия показаний в любое удобное время без согласования с потребителем;
  • снижение коммерческих потерь, вызванных несанкционированным забором ресурса;
  • снятие с себя ответственности за технологические потери, возникающие от места врезки в магистральную сеть до границ балансовой принадлежности потребителя.

Какие счетчики лучше установить в колодце

Единственное современное решение, которое учитывает условия работы в колодцах и люках — счетчики-мокроходы с импульсным выходом. Импульсный выход позволяет подключать внешние модемы, которые по радиоканалу будут передавать информацию о расходе воды. Не будет необходимости спускаться в колодец или подвал потребителя.

Автоматизация показаний счетчиков воды в колодцах

Самыми распространенными каналами связи для беспроводных модемов являются протоколы GPRS и GSM. Но эти стандарты связи не гарантируют точность и устойчивость сигнала при прохождении через металлические люки и армированные железобетонные стенки колодцев. Проблема хорошо известна, если попробовать позвонить со смартфона из подвала — связь «не ловит». То же самое с модемами на GSM/GPRS.

Модемы, работающие по протоколам ZigBee, M-Bus, Z-Wave более надежны в этом плане, но имеют слишком маленький радиус действия – до 50 м. Это влечет за собой необходимость установки дополнительных ретрансляторов или концентраторов и увеличивает капитальные затраты на внедрение автоматизированной системы учета воды.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?

Наиболее продвинутым, энергоэффективным вариантом будет LPWAN-технология, которая «берет» из подвалов и колодцев и шлет показания раз в сутки.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?

Мы предлагаем перейти от простой системы учета потребления воды на автоматизированную. Это позволит обрабатывать данные в режиме реального времени. А сейчас в России даже при наличии приборов учета нет возможности оперативно собирать данные об энергопотреблении.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

Мы помогаем водоканалам/ресурсоснабжающим организациям внедрить современный учет потребления воды. Преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета на основе технологии «СТРИЖ»:

  • поможет сократить время и ресурсы на их обработку показаний;
  • влагозащищенные модемы, которые работают от одной батареи 10 лет;
  • все показания доступны онлайн с любого компьютера;
  • возможность добавления новых устройств: одной базовой станции хватит на 2 000 000 приборов учета.
  • Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.
  • Автоматизация учета воды для водоканалов
  • УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
  • В продолжение статьи:
  • ОДН с июня 2017: введение нормативов на потребление
  • Жителям МКД разрешат подавать в суд на плохое ведение ЖКХ
  •  Точку в истории высокого ОДН поставят счетчики воды с удаленной передачей показаний

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/ustanovka-v-kolodets.html

Может ли управляющая организация взимать с жителей дополнительную плату за замену общедомовый прибор учёта

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

Одпу устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?Что нужно знать УО об установке общедомовых приборов учёта

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

Уо должна учитывать возможные траты на замену одпу при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов.

В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ.

Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

https://www.youtube.com/watch?v=Zdy-UGSxErQ

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Источник: https://roskvartal.ru/pribory-uchyeta/10419/mozhet-li-uo-vzimat-s-zhiteley-dopolnitelnuyu-platu-za-zamenu-odpu

От хозяина частного дома требуют перенести счетчик воды в уличный колодец: как реагировать?

28.11.2018

Вода / Счетчики холодной и горячей воды

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?

Ситуация: частный дом, водоснабжение – от проходящего по улице водопровода, в доме установлен счетчик воды, плата за водоснабжение осуществляется исходя из его показаний. И вот у счетчика истекает срок поверки. Собственник ее проводит (как вариант – ставит новый счетчик), подает водоснабжающей организации заявку на ввод прибора учета в эксплуатацию. И получает отказ!

Причина? Поставщик воды требует перенести счетчик из дома в водопроводный колодец за пределами участка. Установить счетчика максимально близко к врезке в магистральный водопровод. Насколько законны эти требования и можно ли их оспорить в суде?

Суд о требовании вынести счетчик воды в уличный колодец: решение против потребителя

Рассмотрим одно из типичных дел. Оно было рассмотрено в январе 2018 года в Кущевском районном суде Краснодарского края.

Собственник частного дома, подключенного к системе центрального водоснабжения, узнав, что у его счетчика истек срок поверки, обратился в местную водоснабжающую организации.

Представитель водоканала произвел осмотр прибора учета и составил акт, в котором подтвердил, что межповерочный интервал счетчика истек, что прибор учета нуждается в поверке (или замене).

Собственнику было выдано предписание произвести замену и установку счетчика с соответствии с техническим условиями. А при их (технических условий) отсутствии – обратиться в водоканал и получить их.

Поскольку никаких документов у хозяина участка не было, то он действительно обратился в водоканал. Ему предложили подписать договор на водоснабжение, а так же акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. После чего выдали технические условия (ТУ) на установку счетчика.

В них было указано, что прибор учета должен стоять на границе разграничения ответственности, а именно – в месте подключения к центральному водопроводу трубы к частному дому.

Собственник, впрочем, требования водоканал проигнорировал. Счетчик воды хозяин дома оставил там же, где он стоял до этого – внутри жилого дома. А затем вызвал представителей водоканал для того, чтобы те поставили пломбу и ввели счетчик в эксплуатацию. Коммунальщики пломбировать прибор учета отказались. Причина – невыполнение выданных ранее технических условий на установку прибора учета.

Собственник дома попытался понудить водоканал опломбировать прибор учета в судебном порядке. Однако Кущевский районный суд в иске отказал. Аргументация вынесенного решения свелась к следующему:

  • — есть только что подписанный договор водоснабжения
  • — к нему приложен акт разграничения ответственности и балансовой принадлежности
  • — и есть ТУ на установку счетчика, выданные после подписания договора, где прописано, что он должен стоять в уличном смотровом колодце

Какие тут могут быть вопросы? Водоканал, посчитал суд, прав в своих требованиях.

Полностью решение доступно на сайте Кущевского районного суда.

Вынести счетчик в уличный колодец: общая ситуация

Судебное решение, конечно же, не описывает всех перипетий конфликта. Это сухой и очень формальный документ. Но можно предположить, что собственнику в ходе первого визита сотрудники водоканала объявили — пломбировать счетчик они будут лишь в случае, если хозяин подпишет новый договор водоснабжения со всеми прилагающими к нему актами, определяющим границы ответственности.

Ну, хорошо, раз договор нужен, значит надо подписать. Человек пришел, подписал договор и акт разграничения. После этого его отправляют в техническую дирекцию. И там выдают ТУ. А в них написано – счетчик, будьте добры, поставьте в колодце.

Естественно, выносить счетчик на улицу и ставить его в общий колодец никто по доброй воле не будет. Начать с того, что снять (т.е. украсть) его там может любой желающий.

И кончая тем, что лазить в этот колодец, чтобы снять показания счетчика, придется каждый месяц. Не говоря уже о том, что колодец может периодически затапливать, там будет высокая влажность.

Значит, придется покупать прибора учета, адаптированный для этих условий. И стоит он будет дороже.

Ну а если посмотреть на ситуацию со стороны водоканала? Тут, конечно, одни плюсы.

Прежде всего, коммунальщики, таким образом, защищают себя от несанкционированных врезок, которые могут быть сделаны в отвод от трубы, когда он уже идет по участку «абонента». Чего уж греха таить, такие случаи отнюдь не редкость.

Но даже если и нет злого умысла, то вполне возможны утечки в трубе между врезкой в центральный трубопровод и выводом в частном доме, по причине коррозии, например.

В общем, водоканалам удобно – счетчики в колодцах снижают уровень потерь, а, значит, убытки коммунальщиков. Сэкономленные таким образом деньги можно направить на ремонты «главной» трубы, насосных станций, зарплаты сотрудникам и проч.

В своих требованиях водоканалы опираются на норму Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (№ 416-ФЗ от 07.12.2011). А именно на ст.20 ч.5 этого закона.

В нем говорится:

«Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом закона „О водоснабжении и водоотведении“ (№ 416-ФЗ от 07.12.2011). А именно на ст. 20 ч., организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций»

Границей разграничения в таком случае признается место врезки отвода дома к трубе центрального водопровода. Там и требуют поставить счетчик. Подробное обоснование этого требования со ссылками на нормативны документы можно почитать, например, на сайте Ставропольводоканала. У других водоканалов позиция схожая.

Этот подход, к сожалению для абонентов, в большинстве случае разделяется судами.

Однако, есть и случаи, когда собственникам частных домов удалось отбиться от претензий водоканалов.

Дело в том, что, как и во многих других ситуациях, связанных с жилищно-коммунальной сферой, действующее законодательство достаточно противоречиво. Соответственно, в некоторых случаях собственникам частных домов, удается отбиться от требований водоканала, ссылаясь на эти и еще ряд других норм. Рассмотрим одно из таких дел.

Суд поддержал хозяйку частного дома, отказавшуюся вносить счетчик в колодец

Дело, о котором идет речь, было рассмотрено в сентябре 2018 году Цимлянским районным судом Ростовской области. Обстоятельства вполне типичны: собственница земельного участка и дома на нем обратилась с заявкой в местный водоканал, чтобы поставить пломбы на новых счетчиках (один в доме, другой – на полив огорода), установленных в связи с истечением срока поверки старых.

Водоканал пломбировать приборы учета отказался, сославшись на то, что собственница установила их без выполнения технических условий.

В ходе дальнейшего «общения» коммунальщики в письменном виде сформулировали требование установить прибор учета воды на границе разграничения ответственности и балансовой принадлежности. Т.е.

– в уличном смотровом колодце, там, где к центральному водопроводу присоединяется отвод к частном дому.

Собственница участка на требования коммунальщиков не согласилась. После нескольких месяцев переписки с водоканалом она обратилась в управление Роспотребнадзора по Ростовской области. А, получив от него поддержку, в районный суд с заявлением, которым потребовала обязать водоканал опломбировать новые счетчики.

Решение в итоге было принято в пользу хозяйки дома. Тезисы, которые были указаны в судебном решении, таковы:

— договор на оказание услуги водоснабжения относится к числу тех, что вступают в действие по факту начала оказания услуг.

Таким образом, фактически собственница частного дома уже имела договорные отношения с поставщиком услуги водоснабжения. В рамках этих отношений было фактически согласовано и место расположения счетчиков.

Ведь они были раньше опломбированы, их показания принимались для расчета потребления.

— действующее законодательство (ст.20 ч.5 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», а так же п.4 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод») предполагает установку приборов учета на границе балансовой принадлежности в том случае, если иное не определено действующими договорами.

Этой оговорки водоканалы предпочитают не замечать, однако из нее вытекает, что счетчик может стоять и в другом месте, а не только в точке подключения к трубе центрального водопровода. И уж тем более нигде не говорится об «императивном требовании» ставить счетчик в смотровом колодце. Так что переносить счетчики из места, фактически согласованного до этого обеими сторонами, нужды нет.

Абонент мог сделать это лишь в добровольном порядке. Но он отказался.

— суд так же привел требования действующего законодательства к помещению, в котором размещаются приборы учета воды. В частности, это помещение должно иметь естественное или искусственное освещение, быть защищено от доступа посторонних лиц.

Помещение так же должно быть утеплено и зимой температура в нем не должна опускаться ниже +5С. Уличный смотровой колодец большинству из этих требований не удовлетворяет, пришел к выводу суд. (Требования, о которых идет речь, сформулированы в п. 11.5. СНиП 2.04.

01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», а так же п. 5.8.5 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

В итоге суд постановил, что отказ в пломбировке счетчика воды и требования перенести его в уличный колодец являются незаконными. От водоканала потребовали произвести перерасчет платы за водоснабжение с момент подачи собственником заявки на опломбирование. Излишне начисленные средства (водоканал потребовал от собственника платить по нормативу) суд постановил вернуть.

Полностью текст решения можно посмотреть на сайте Цимлянского районного суда.

Все-таки, как реагировать на требование вынести счетчик воды в уличный колодец?

Какой вывод можно сделать? C одной стороны, решение одного из районных судов, конечно же, не может быть основанием для глобальных обобщений. И не исключено, что суд следующей инстанции решение пересмотрит.

Тем не менее, совет может быть такой: не стоит подписывать договор водоснабжения и акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности по первому требованию водоканала. Следующим шагом будет требование подписать ТУ, согласно которым счетчик должен быть установлен на границе разграничения.

На этом этапе, еще до подписания договора, стоит остановиться, проанализировать ситуации, свои возможные действия и их последствия.

Прежде всего, необходимо помнить, что фактические договорные отношения с водоканалом уже есть. И изменить существенные условия этих договорных отношений можно лишь по доброй воле обеих сторон. Если потребитель счетчик выносить на улицу не хочет, он имеет право на это.

Естественно, такая позиция вызовет противодействие водоканала. Дело, скорее всего, дойдет до суда. Собственнику частного дома в таком случае придется понести расходы на юриста, который займется защитой его интересов.

Какова цена вопроса? В случае с делом, выигранном в Цимлянском районном суде расходы на представителя составили 25 000 рублей. И есть большая вероятность, что эти деньги будут потрачены зря.

В очень многих случаях суды, как уже говорилось выше, принимают сторону водоканала.

Стоит ли оно того, или проще все-таки поставить счетчик в колодце? Это решение собственнику дома придется принять самостоятельно.

Источник: https://energovopros.ru/issledovania/2379/2415/50607/

Требуют вынести электросчетчик на фасад дома. Насколько это законно? Судебная практика

Ситуация: у давно установленного и успешно работающего счетчика заканчивается срок эксплуатации. Или, как вариант, истекает межповерочный интервал.

Собственник обращается в энергосбыт за заменой (проведениемповерки). А ему в ответ — счетчик, конечно, поменяем (поверим), но место его установки должно измениться. Прибор учета должен быть вынесен на фасада дома. Или на ближайший к участку столб.

При этом новый (прошедший поверку) счетчик электроэнергии вводить в эксплуатацию отказываются до тех пор, пока он не будет установлен на месте, указанном энергетикам.

Собственника дома переводят на оплату по нормативу, он начинает получать заметно большие счета за свет.

А если «старый» счетчик был снят самостоятельно, без уведомления энергосбыта (что трактуется как самовольное вмешательством в работу прибора учета), то счета выходят и вовсе астрономические.

Что делать в такой ситуации? Согласиться с требованиями энергетиков и вынести счетчик на улицу? Или бороться, вплоть до разбирательств в судебном порядке?

Требование вынести счетчик на улицу: на чем основано требование энергокомпаний

Итак, почему энергетики требуют выносить счетчики на фасад дома или на столб? Если говорить о реальных проблемах, которые энергокомпании пытаются решить за счет установки прибора учета за пределы дома, то их две:

— борьба с воровством. Если счетчик стоит внутри жилого дома, то собственник может подключиться к электричеству еще до него (например, сделать «отвод» в толще стены)

— удобство проверки показаний. Если счетчик стоит на столбе, то инспектора энергосбыта легко могут до него добраться, проверить показания. И, заодно, удостовериться, что счетчик исправен и нет признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Если же говорить с формальной точки зрения, то в своих претензиях энергокомпании опираются на требования «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утверждены Постановлением правительства №442 от 4 мая 2012 года).

Согласно «Положениям», прибор учета должен быть расположен на границе балансовой принадлежности электросетей и электроустановки потребителей. Если технической возможности нет, то счетчик должен быть установлен максимально близко к этой границе.

Дословно это положение сформулировано следующим образом:

… Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности(объектов электроэнергетики (энергопринимающихустройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики(энергопринимающихустройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. …

Тут, впрочем, возникает вопрос: а где проходит эта граница? Варианты могут быть такие: либо по стене дома, либо по границе участка.

В случае, если речь идет об установке счетчика при первичном подключении к электросетям частного дома либо земельного участка, на котором еще не зарегистрировано жилых строений, энергетики обычно исходят из того, что граница зон ответственности приходит по границе земельного участка.

Если же речь идет о замене уже действующего счетчика, то границей электроустановкой потребителя может считаться и внешняя стена дома.

Это, что касается позиции энергетиков. Но есть и другая сторона медали.

Оставить счетчик внутри дома. Обоснование

Одним из ключевых нормативных актов, регулирующих сферу электроэнергетики в РФ, являются«Правила устройства электроустановок» (ПУЭ). Это свод нормативов, которыми в отрасли регламентируется строительство и эксплуатация объектов.

В ПУЭ, в частности, имеется раздел 1.5.27 «Установка счетчиков и электропроводка к ним». В нем конкретизируются требования к месту размещения приборов учета электроэнергии. В ПУЭ это описывается следующим образом:

… Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С. … … Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С….

Таким образом, выходит, что счетчик необходимо ставить в сухом, защищенном от воздействия влаги помещении, с температурой зимой не ниже 0°С. Если же счетчик ставится снаружи, то он должен быть размещен в специальном обогреваемом ящике. Никто, конечно, такие ящики добровольно ставить не собирается, а навязывать их установку энергокомпании права не имеют.

Энергетики предпочитают, естественно, на требования ПУЭ внимания не обращать. В крайнем случае, когда дело доходит до официальных разбирательств, заявляют, что современные приборы учета могут эксплуатироваться и при отрицательных температурах.

На это, впрочем, есть возражение, что далеко не все счетчики рассчитаны на такие температуры. А навязывать какой-либо конкретный тип прибора учета электроэнергии энергокомпания права, опять же, не имеет.

Единственное требование к счетчику – он должен быть допущен к использование в РФ. При этом у многих счетчиков электроэнергии, официально допущенных к использованию, четко указано, что они могут применяться лишь внутри жилых помещений.

Требования вынести счетчик: что делать и стоит ли судиться?

Вывод из написанного выше следующий: если вы получили требование вынести счетчик на фасад дома, не стоит думать, что ваш случай это какое-то недоразумение и ситуация разрешится, если вы напишите официальную жалобу в энергокомпанию. Нет, не разрешится. И да, это общая практика.

Что делать дальше? Либо согласиться с требованиями и поставить счетчик там, где требуют. Либо пойти на конфликт, рассчитывая добиться своего в судебном порядке.

Если говорить о первом пути, то тут размер потерь будет зависеть от того, куда требуют переместить счетчик. Если на фасад дома – то дело ограничится незначительными изменениями в электропроводке.

Но если надо будет ставить счетчик на столб, то тут стоит готовится к серьезным тратам. Помимо шкафа для щитка и счетчика придется потратиться на кабель и работу электрика, который все это смонтирует. Объем расходов составит минимум 15-20 тысяч рублей.

Еще одна потенциальная проблема – сохранность установленного за забором счетчика. Обычно собственников участка сильно смущает тот факт, что любой может подойти и вскрыть ящик с прибором учета. Испортить или украсть его. Ущерб может составить до 15 тысяч рублей, если речь идет о дорогом электронном многотарифном счетчике.

Естественно, возникает вопрос: если перспектив «мирного» урегулирования вопроса с требованием вынести счетчик нет, ставить счетчик снаружи дома собственника так же категорически не желает, то каковы шансы добиться своего в судебном порядке? ЭнергоВОПРОС.ру изучил несколько решений судов по такого рода делам.

Суд запретил требовать вынести электросчетчик на фасад дома

В 2016 году в ходе очередной проверки прибора учета электроэнергии жительница Алтайского края получила от «Алтайкранйэнерго», местной энергосбытовой компании, предупреждение о том, что межповерочный интервал ее счетчика истек. Энергетики потребовали его поверки (илизамены), а так же выставили требование вынести счетчик на фасад дома.

Хозяйка дома счетчик поменяла, однако выносить его наружу не стала. Новый прибор учета был установлен внутри дома, на старом месте.

Когда женщина обратилась к энергетикам просьбой установить на счетчик пломбу и ввести прибор в эксплуатацию, то получила отказ. Энергокомпания настаивала на том, что счетчик должен быть вынесен на фасад дома.

Спор затянулся, дом был переведен на оплату электроэнергии по нормативам. Собственница обратилась с исковым заявлением в суд.

В ходе судебного разбирательства стороны предъявили свои аргументы. С точки зрения хозяйки дома требование вынести прибор учета незаконны хотя бы потому, что в паспорте приобретенного ею счетчика указано, что он может эксплуатироваться при температуре не ниже -30°С. А в их местности температура зимой опускается и ниже.

Энергетики опирались на требование «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» по установке прибора учета на границе баланосовой принадлежности, либо в максимальной близости к ней.

Что же касается невозможности эксплуатации счетчика снаружи дома в сильные морозы, то тут позиция энергокомпании свелась к тому, что хозяйка дома, мол, сама виновата. Надо было покупать прибор учета другого типа.

В ходе судебного разбирательства была проведена техническая экспертизу прибора учета. Она показала, что счетчик действительно не может эксплуатироваться при температурах ниже — 30°С.

«Точность показаний прибора учета при отклонении температуры наружного воздуха от предельно допустимых температур, установленных в паспорте прибора учета, не гарантируется», — говорится в отзыве экспертов.

Решить возникающие проблемы могла бы лишь установка в специальный герметичный шкаф с подогревом.

В итоге судья приняла решение в пользу хозяйки дома. В судебном решении говорится:

… Cуд находит, что расположение истцом прибора учета электрической энергии в жилом доме является правомерным. Сведений о недоступности к прибору учета судом не выявлено. Навязывание ответчиком (т.е. энеркомпанией) … требований по установке прибора учета вне ее жилого дома нарушает ее права, как потребителя этих услуг. Может повлечь для нее дополнительные необоснованные затраты, связанные с демонтажем фактически установленного прибора учета, переустановкой его в ином месте, а также необходимостью нести дополнительные обременения, связанные с обеспечением целостности и сохранности прибора учета, защиты его от несанкционированного доступа третьих лиц, погодных условий, поддержанию рабочих параметров применения и других затрат. Следовательно, отказ ответчика в опломбировании прибора учета по тому основанию, что прибор учета не вынесен на фасад жилого дома, незаконен….

Суд обязал «Алтайкрайэнерго» ввести прибор в эксплуатацию и обеспечить расчет за потребляемую электроэнергию исходя из показаний счетчика. Энергетики пытались оспорить решение в апелляционной инстанции, однако проиграли. С полным текстом решения суда можно ознакомиться на сайте Тальменского районного суда Алтайского края.

Суд поддержал требование вынести электросчетчик на фасад дома

А вот история с противоположным финалом. Суть дела такова: жительница города Соликамска(Пермский край) заменила счетчик электроэнергии и обратилась в местную электросетевую компанию «Пермэнерго» с просьбой ввести прибор учета в эксплуатацию. Энергетики отказались и потребовали вынести счетчик из дома.

На выбор женщине было предоставлено три варианта размещения счетчика: на ближайшем столбе, на границе земельного участка, либо на фасаде ее дома. Свою позицию энергетики обосновали тем, что при установке прибора учета на прежнем месте (т.е. в доме), энергокомпания лишается возможности проверки состояния электрической проводки ведущей к электрическому счетчику.

Жительница Соликамска с этими требованиями не согласилась и обратилась в местную прокуратуру. Та, в свою очередь, подала судебный иск против «Пермэнерго». И в Соликамском городском суде добилась решения в интересах своей подопечной. Суд обязал энергетиков ввести новый счетчик в эксплуатацию, оставив его на старом месте.

Энергкомпания, однако, подала апелляционную жалобу в вышестоящий суд. И там уже энергетики добились успеха.

В судебном решении, в частности, говорится:

… приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ответчику и электрических сетей(энергопринимающего устройства) потребителя. При этом, разделом X Основных положений [функционирования розничных рынков электрической энергии] возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики Энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка. …

А такая возможность, по мнению судьи вполне себе существует. Более того, «Пермэнерго» предложило потребителю аж целых три варианта (на столбе, границе участка, фасаде дома).

Что касается требований ПУЭ об установке приборов учета лишь в теплых помещениях, то суд счел, что энергокомпания имеет право указать «метрологические характеристики приборов учета, возможных к установке (замене)».

И они вполне могут быть установлены в «шкафах», расположенных на улице.

Полностью текст решения доступен на сайте Пермского краевого суда.

И какое резюме относительно судебных перспектив? Оно такое: добиться своего можно, такие случаи судебная практика предоставляет. Но в целом процесс выглядит как лотерея. Отказов удовлетворить требования собственников домов так же немало.

И если собственник все-таки решается вступить в судебные разбирательства, то ему будет необходима помощью юриста, специализирующегося в вопросах энергетики.

Обойтись без этого не получится, «помощь» будет не бесплатна, а результат – не гарантирован.

https://zen.yandex.ru/media/energovopros/trebuiut-vynesti-elektroschetchik-na-fasad-doma-naskolko-eto-zakonno-sudebnaia-praktika-5ae35e7c256d5cf5602b9a2a

Реклама

Какой статус имеют приборы учета, установленные в частных домах ранее, при наличии ПДУ, вынесенных за пределы дома?

Источник: http://novoshishminsk.ru/news/pozdravleniya/trebuyut-vynesti-elektroschetchik-na-fasad-doma-naskolko-eto-zakonno-sudebnaya-praktika

Верховный суд: требование выноса электросчетчиков на фасад дома незаконно | Народный вопрос.РФ

Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию УФАС по Саратовской области в отношении энергоснабжающей организации ОАО «Облкоммунэнерго». ОАО «Облкоммунэнерго» признано виновным в злоупотреблении доминирующим положением (ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции»)

Автор — Редакция портала

49720

Начало разбирательствам положила жалоба, поступившая в Саратовское УФАС от жителя города Петровск. Он счел незаконными требования энергоснабжающей организации, относительно замены электросчетчика в его частном жилом доме. Организация согласилась заменить счетчик, но только при условии, что он будет установлен на фасаде дома.

Поскольку замена ранее установленного прибора учета не требует согласования места его установки с сетевой организацией, Саратовское УФАС России признало требования «Облкоммунэнерго» о выносе счетчика на фасад незаконными, а само предприятие – нарушившим закон «О защите конкуренции».

Коммунальщики оспорили решение регулятора в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанции поддержали позицию Саратовского УФАС России, но суд кассационной инстанции отменил их решения. После рассмотрения дела в Верховном Суде Российской Федерации позиция Саратовского УФАС России была признана законной.

Позиция Верховного суда подтверждается неоднократными судебными решениями судов различных инстанций.

Ситуация, когда энергоснабжающая организация требует установить электросчетчик на фасаде здания или же на ближайшей опоре воздушной линии электропередач, к сожалению, очень распространена.

Коммунальщики аргументируют свои требования возможностью беспрепятственного доступа их сотрудников к электросчетчику для осмотра, проверки и снятия показаний.

Однако, при наружной установке щита со счетчиком и автоматическим выключателем, он будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений, что непременно окажет негативное влияние на эксплуатационный срок службы.

Даже герметичный силовой щит не способен защитить размещённое в нём электрооборудование от жары, конденсата и мороза. Кроме того, при отрицательных температурах индукционный электросчетчик начитает привирать в показаниях, — его погрешность может достигать 10% и более. В ПУЭ-6 п.1.5.27.

, определяющем требования к размещению счетчиков, указано, что электрический счетчик должен устанавливаться в сухих помещениях с температурой не ниже 0°С.

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки.

При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С. П 1.5.29 устанавливается, что высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

  • Требование выноса счетчика на фасад здания или на опору в нарушение Гражданского кодекса РФ лишают потребителя права и возможности нести бремя содержания своего имущества, так как к прибору учета электроэнергии будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники энергоснабжающей организации, но и третьи лица.
  • В случае, если вы столкнулись с аналогичными требованиями энергоснабжающей организации, рекомендуем вам писать жалобу на ее действия в УФАС.
  • Источник — «Саратовская служба новостей»

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/home/newsarticle/11

ФАС России от 06.05.2014
"По вопросу места установления прибора учета"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 6 мая 2014 года

ПО ВОПРОСУ МЕСТА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИБОРА УЧЕТА

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.

1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее — Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:

  • а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
  • в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
  • Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта «а» пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения).

  1. Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
  2. Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.
  3. Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.
  4. Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.

Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.

1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.

1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.

1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Источник: https://legalacts.ru/doc/razjasnenie-fas-rossii-ot-06052014-po-voprosu-mesta-ustanovlenija/

Ссылка на основную публикацию