Чем заизолировать провод: термоусадочные трубки
Чем изолировать провода? Такой вопрос неизбежно становился перед каждым из нас независимо от того, связаны мы с энергетикой, или нет. У кого-то протерся провод удлинителя, кто-то неудачно вбил гвоздь в стену, у кого-то провод просто переломился по изоляции. Любое из этих повреждений требует немедленного вмешательства, ибо промедление может обойтись весьма дорого.
Поврежденная проводка может привести к ударам электрическим током, иногда даже со смертельным исходом, а короткие замыкания в проводке по статистике являются причиной более 90% пожаров в нашей стране. Поэтому давайте разберемся с этим вопросом.
Изделия, предназначенные для изоляции проводов
Прежде всего давайте разберемся, а чем, собственно говоря, можно изолировать провода. И в каких случаях можно применять то или иное изделие.
Наиболее распространенным является так называемая ПВХ-изолента. Это изделие выполнено из поливинилхлорида, с нанесением на одну из его сторон специального клея на основе каучука. ПВХ-изолента может применяться для изоляции практически любых проводников. Единственным его серьезным недостатком является температура плавления, которая при температуре уже около 120⁰С делает изоленту пластичной, и заставляет ее «стекать» с проводника. Но учитывая, что большинство проводов так же имеют ПВХ изоляцию, изолента вполне способна выдерживать такие же температуры, как и большинство основной изоляции проводов. | |
Таких температурных проблем не испытывает хлопчатобумажная (ХБ) изолента. При высоких температурах она наоборот высыхает, и как «кокон» охватывает место своего нанесения. Но ХБ-изолента имеет другую проблему. Она гидрофобна, и поэтому не может быть использована во влажных и сырых помещениях, а также на улице. | |
Кроме того, существуют изоленты на основе стеклоткани, обычной ткани, силиконовой резины, полиэфирных пленок и капрона. Но в домашних условиях они практически не применяются, поэтому рассматривать их более детально не будем. | |
На втором месте по использованию находятся так называемые термоусадочные трубки. Это изделие на основе термополимеров, которое при нагревании уменьшает свои размеры в 2, а иногда и более раз. Применяется для изоляции как небольших по сечению проводов, так и изоляции кабелей. Единственным недостатком данного материала является плохая стойкость к ультрафиолету. Поэтому на улице такой материал лучше не применять. Исключение составляют термоусадки черного цвета, которые более стойки к ультрафиолету. Кроме того, инструкция не допускает эксплуатацию таких трубок при температуре выше 135⁰С. | |
Для изоляции места соединения проводов часто используются разнообразные винтовые и зажимные клеммы. Они обеспечивают качественное соединение проводов между собой и их изоляцию. Наиболее распространенными являются винтовые клеммы, клеммы Wago, колпачки СИЗ, но могут применяться и другие варианты. |
Виды повреждений и способы их устранения
Ну а теперь давайте разберемся, чем можно изолировать провода, и в каких ситуациях применять тот или иной материал. Для этого давайте разберем наиболее частые варианты повреждения изоляции проводов.
Потертость основной изоляции провода
Одной из наиболее распространенных проблем на изоляции провода, являются разнообразные потертости, изломы, и даже прикусывание домашними любимцами. Давайте разберемся, как действовать в каждой из этих ситуаций.
- Начнем с наиболее распространенной проблемы, которую часто можно встретить на удлинителях. Вследствие долгой эксплуатации и частого перемещения образуются потертости на изоляции.
- Обычно шнуры удлинителей имеют двойную изоляцию, и незначительная потертость внешней оболочки — не очень большая проблема. Но если внешняя оболочка даже местами протерлась полностью — срочно нужно принимать меры.
- Если повреждение оболочки имеет локальный характер, то следует использованием термоусадки закрыть место повреждения. Можно применить и изоленту, но этот вариант менее эстетически привлекателен.
Обратите внимание! Если потертости на проводе имеются по всей его длине, то советуем вам не заниматься «латанием дыр», а заменить провод полностью. В крайнем случае можно использовать термоусадку по всей длине провода. Хотя цена данного действия, вряд ли будет дешевле чем полная замена провода.
Одеваем термоусадку на провод
- Частой проблемой являются изломы изоляции в местах подключения вилки или выключателя. Зачастую это опять-таки дополнительная изоляция, но ее повреждение говорит о том, что теперь повышенному износу подвергается основная изоляция. И вполне возможно, при следующем включении вилки в розетку она «коротнет» прямо у вас в руках.
- Для исключения такой возможности необходимо сделать либо замену вилки или выключателя, либо тщательно заизолировать место повреждения изолентой. Причем сделать такое количество слоев, которое перенесет место изгиба провода на неповрежденный участок, как на видео. Термоусадка не позволит добиться такого эффекта.
- Если же над проводом поработал домашний питомец, то прежде чем изолировать, его следует проверить его работоспособность. При этом надо поизгибать его и подергать, дабы убедиться, что непосредственно проводник не пострадал. Хотя в идеальном случае, необходимо взять мультиметр, и проверить целостность цепи.
- Если проводник целый, то осматриваем сам провод. Если повреждения видны только на дополнительной изоляции, то вам безумно повезло, и вы можете просто, используя термоусадку, закрыть повреждение.
Повреждения, при которых следует изолировать каждый провод отдельно
- Когда в местах повреждения явственно просматривается медь и повреждена не только дополнительная, но и основная изоляция, то дело значительно хуже. Если таких повреждений много, то легче заменить провод. Одно или два таких повреждения вполне можно заизолировать своими руками.
- Для этого на поврежденном участке снимаем слой дополнительной изоляции. При помощи ленты изолируем основную оболочку каждой жилы отдельно. После этого, при помощи термоусадки, образуем вокруг поврежденных проводников слой дополнительной изоляции.
Механические повреждения провода
Но иногда дефекты проводников могут быть и более существенными – обгорание в местах подключения, механические повреждения в результате внешних воздействий или короткого замыкания, и даже расплав вследствие перегрева провода. Все это требует экстренного вмешательства.
- Начнем с варианта, когда у вас выгорела розетка, что привело к обугливанию концов провода. При любом, даже незначительном нагреве и повреждении розетки, следует проверять качество подключения провода к её зажимам. И даже если они хорошо прижаты винтами, это не является показателем качественного контакта. Всегда следует его разобрать и осмотреть место соединения.
Всегда проверяйте качество крепления проводов к розетке
- Что касается проводов, то для их изоляции лучше использовать термоусадки. Причем обгоревшую изоляцию следует в обязательном порядке полностью убрать с провода. Но иногда в результате нагрева повреждаются сами провода, и того, что осталось пригодным для дальнейшей эксплуатации, никак не хватает для повторного подключения. В этом случае провод следует удлинять.
- Удлинение можно выполнить методом пайки или за счет использования винтовой клеммы. Колпачки СИЗ изолирующие для скрутки проводов здесь не подойдут, ведь при их использовании можно повредить провод, итак находящийся не в лучшем состоянии.
- Еще одним вариантом развития событий может быть повреждение проводки либо вследствие короткого замыкания, либо из-за механического повреждения провода. Например, вы решили повесить картину, и по закону подлости перфоратором попали именно в провод.
Отключите провод к месту повреждения в распределительной коробке
- Как бы нам этого ни хотелось, оставить все так как есть нельзя. Даже если вы готовы обойтись без той электрической точки к которой шел провод. Ведь проводник поврежден, и любое перенапряжение, попадание воды или просто время, может привести к короткому замыканию. А оно, в свою очередь — к короткому замыканию.
- Если вы решили обойтись без этой электрической точки, то в распределительной коробке вам следует отключить провод, питающий ее. Если же вы все-таки намерены выполнить ремонт, то без расширения места повреждения в стене никак не обойтись. Нам необходимо высвободить как минимум 1-2 см провода с каждой стороны от места повреждения.
- Соединить эти два кусочка можно только методом наращивания. Поэтому нам опять-таки придётся вспомнить о методе пайки проводов. Если применять другие методы соединения проводов, это потребует высвобождения значительно больших размеров провода с обеих сторон. Изолирование поврежденного участка лучше всего выполнить термоусадкой.
Гильзы для прессовки проводов с изоляцией
- Хотя в некоторых случаях возможно использование прессовочных гильз и метода прессовки. Причем для минимизации последующих операций можно использовать изолированные гильзы.
- После того, как соединение выполнено, можно дополнительно изолировaть проводa герметиком. Им же можно и скрыть место повреждения в стене. Он обеспечит гидроизоляцию провода в случае попадания влаги.
Обратите внимание! Для изоляции проводов подходит далеко не любой герметик. Ведь он должен не только не пропускать воду, но и обладать стабильными диэлектрическими свойствами. Поэтому возможность использования в качестве диэлектрика, следует проверять по паспорту изделия.
На фото провод с оплавившейся изоляцией
- Ну и последним вопросом, который мы рассмотрим, будет повреждение изоляции вследствие нагрева. Такое возможно, когда температура проводника поднималась выше допустимых пределов, но изоляция выдержала и только лишь деформировалась.
- Обычно такие деформации происходят на значительных отрезках провода, и лучшим способом от нее избавиться — это заменить провод. А избавляться от такого провода стоит, так как перегрев изоляции негативно влияет на ее изоляционные свойства. В крайнем же случае, для изолирования поврежденных участков можно использовать термоусадку.
Вывод
Соединение проводов изолентой — далеко не единственный, и не самый лучший способ нанесения изоляции на токоведущие части. Хотя будем откровенны — изолентой можно заизолировать буквально любое соединение.
Может оно не будет так эстетично, как изоляция термоусадкой, но оно точно будет не хуже по качеству. Тем не менее, термоусадка используется все чаще, и, судя по всему, эта тенденция будет только расширяться.
Источник: https://Elektrik-a.su/energii/material/chem-zaizolirovat-provoda-231
Как изолировать провода изолентой или термоусадочной трубкой
В электрохозяйстве часто необходимо помечать или изолировать кусок кабеля, различные типы кабельных разъемов, укреплять соединения проводов, защищать элементы от влаги и так далее. Дело это простое. Достаточно иметь изоляционную ленту, намотать ее в нужное место и готово. Но как обычно бывает, о таких простейших вещах приходится писать очень подробно, так как массу ошибок при этом делают как начинающие, так и довольно опытные электрики.
В статье рассмотрим два метода изоляции проводов, используя виниловую изоляционную ленту и термоусадочные трубки «термоусадки». Вы узнаете как это делать правильно и неправильно, какие инструменты необходимы и некоторые «секреты фирмы».
Когда нужна изоляция
- Цветовое бозначение провода. Иногда под рукой нет проволоки цвета, который нужен. Не беда — достаточно иметь изоленту или «термопару» правильного цвета и использовать ее для обозначения надлежащей функциональности кабеля на обоих концах.
- Кабельная изоляция — во время электромонтажных работ можно причинить случайный ущерб изоляции провода. Обычно не заменяют весь провод, а ставят заплатку.
- Корпус может касаться не только изоляции кабелей, но также разъемов, которые не имеют собственной изоляции, или например надо защитить их от механических повреждений и влаги.
- Усиление соединений — иногда внешняя оболочка шнура питания какого-либо устройства повреждена, перетерта. Потом и висит такой кабель на двух или трех проводках без защитного слоя. Когда произойдёт полный обрыв — вопрос времени. Тут тоже два варианта: заменить шнур питания или попытаться укрепить его в месте повреждения.
- Бывает, что из-за большого количества устройств или кабелей, в некоторой области идёт пучок проводов. Их можно укладывать в кабель, крепить с помощью кабельных стяжек, закрывать рамкой или, если это короткая секция, они должны быть обернуты термоусаживаемой втулкой.
Виниловая изоляционная лента
Эта вещь должна быть всегда в ящике каждого электрика. И предпочтительно несколько мотков в разном цвете: синий (для массы), желто-зеленый (защита) и фазовый (коричневый, черный, серый, красный). При таком наборе маркировка концов проводов будет функциональна по цветам.
Что важно при выборе изоленты?
- Цвет — про это уже сказали
- Ширина — если нет особых предпочтений, можете взять стандартный размер 19 мм.
- Длина — чем дольше она, тем лучше
- Клейкость — фактор, на который тоже нужно обратить внимание. К несчастью, каждый производитель описывает что клейкость велика и изолента будет держаться хоть до конца света. Можно предположить, что чем дешевле лента, тем хуже клейкость. Так что покупая фирменную изоляционную ленту в электрическом магазине, скорее всего она будет качественной.
Как правильно изолировать изолентой
Предположим нужно изолировать раздробленную изоляцию. Вам не нужно заворачивать весь участок сразу, прикрепите ленту к изоляции кабеля рядом с поврежденной частью изоляции на неповреждённый участок. Но прежде чем это сделаете, убедитесь что шнур не пыльный, влажный или грязный (клей не может прилипать в этом случае).
Последовательно перемещая изоленту к повреждению и слегка подтягивая, наматываете ленту пока не дойдете до неповреждённой изоляции провода на другой стороне повреждения.
Если лента намного шире чем протёртый участок, просто оберните 3 раза в одном месте, чтобы повреждение было в центре.
Изолирующая лента может быть отрезана качественно с помощью бокорезов, но это не всегда возможно и доступно.
Можете обойтись вообще без инструментов и прочно захватив по обеим сторонам области выбранное место, растянуть изоленту и в конце концов разорвать ее. Конечно край оборванной ленты не будет слишком красивым, но во многих случаях сойдет и так.
Важно чтобы разрывы происходили быстро. Медленно растягивая ленту, пока она не разорвется, дойдём до того что изолента будет сильно растянута и еще более повреждена.
Неправильное использование изоленты
Ошибка 1 — отсутствие натяжения
Во время намотки изолента не растягивается, а означает она не прилипает к изолируемому материалу.
Ошибка № 2 — намотка взад и вперед
Обмотка один раз в одном направлении, а потом в другом, может привести к деформациям как и в предыдущем случае.
Ошибка №3 — идти по простому пути
Это хорошо показано на картинке. Такой вариант может быть заманчивым когда есть много проводов и мало места.
Но небольшая контактная поверхность ленты с кабелем является основанием к отсоединению за очень короткое время и раскрытия оголенного провода.
Это имеет особенно большое значение в проводах с небольшим поперечным сечением. Данный метод можно использовать для временного обозначения проводов, но не для постоянной изоляции.
Полезное: Замена старой розетки 220 В на новую своими руками
Термоусадочная трубка
Вместо изоляционной ленты во многих электротехнических работах можно и нужно использовать термоусадочную трубку. Каковы различия между этими решениями для изоляции?
- Термоусадка обычно является более прочным, эстетичным и долговечным решением.
- Чтобы «прикрепить» её к проводу или другому элементу, нужно разогреть трубку.
- Термоусадка не является универсальной, ее размер должен быть адаптирован к изолированному элементу.
- В отличие от изоляционной ленты, термоусадочная трубка жесткая и неразборная
Что важно при выборе термоусадки
- Размер. Один из них — диаметр отверстия перед нагревом. А второй — минимальный диаметр отверстия после нагревания. Трубка не будет сжиматься бесконечно. Поэтому трубка должна не только налазить на кабель перед выполнением изоляции, но также прижиматься к проводу или разъему после нагрева.
- Если хотите использовать трубку для маркировки кабеля, ее цвет имеет важное значение.
- Негорючесть. Это параметр тоже должен представлять интерес, особенно когда мы намерены использовать зажигалку для нагрева термоусадочной трубки.
Термоусадочные трубки можно купить в длинных секциях (обычно 1 м), но также можете купить набор из нескольких коротких кусочков разной цветной термоусадки в одной упаковке.
Как правильно изолировать термоусадкой
Прежде всего нам понадобится источник тепла:
- Спички — последнее средство. Только в том случае, если элемент маленький и легко доступен. Кроме того, вы будете дышать серой и вредными выделениями.
- Зажигалка — для легкодоступных предметов можно взять и её, но будьте осторожны! Так изоляция провода может быть вообще сожжена.
- Термофен — лучшее, но и самое дорогое решение. В отличие от источников основанных на открытом огне, способность направлять тепло под любым углом предпочтительнее, так как повреждение провода сделать будет очень сложно. Лучше всего иметь тепловой фен с регулируемой температурой нагрева для адаптации к различным случаям.
Вы можете попробовать и обычный домашний фен, но это уже извращенство.
Изоляция термотрубки зажигалкой
Сначала разрезаем термоусадочную трубку соответствующую диаметру кабеля согласно таблице. Она должен быть немного длиннее повреждения, так чтоб захватить изоляцию провода с обеих сторон на несколько миллиметров.
Помещаем кусок на кабель в место повреждения и нагреваем термоусадочную трубку до тех пор, пока она не зажимает изоляцию кабеля. Если шнур или элемент толстый — придется вращать его, чтобы тепло дошло до трубки со всех сторон.
Внимание! Пламя должно быть на расстоянии от провода. Стоит попрактиковаться прежде чем начинать настоящую работу.
Стандартная изоляция рассчитана на максимальную температуру 70С . Даже если пламя не нарушит изоляцию, она может загореться или начать тлеть, особенно когда работа длится долго.
Тепловой фен для изоляции
Можно сказать, что такой фен (ещё его называют тепловая пушка) — это чуть более мощная сушилка для волос (шутка). Он создает воздушный поток с регулируемой температурой от нескольких десятков — до нескольких сотен градусов.
Если термофен имеет температурную регулировку, начните с меньшей, это может занять больше времени прежде чем термоусадка отреагирует, но таким образом безопасно достигнете оптимальной настройки температуры.
Если в вашем термофене нет такой настройки, начните дуть с расстояния. Если заметили что термоусадка неравномерно распределена по шнуру, можете повернуть ее вокруг чтобы прогреть трубку с каждой стороны.
Внимание! Направляя воздушный поток к объекту будьте осторожны, тепловой пистолет может выдувать воздух порядка 500C. Иногда после такой работы с проводами в монтажной коробке краска начинает отслаиваться от стены!
Если используете термоусадочную трубку для изоляции паяного соединения, не перегревайте её долго.
Ошибки при использовании термоусадки
Ошибка №1 — перегрев
Нужно быть осторожным и не касаться провода пламенем, чтобы его не зажечь. Также не обожгитесь сами или не попортьте окружающие предметы.
Ошибка № 2 — неправильный размер
Бывает после усадки получается, что диаметр трубки все еще слишком велик, и секция не прилипает к изолируемому элементу. Это можно исправить, попытавшись растянуть ещё теплую трубку. Когда у нас есть более толстый разъем и относительно тонкая трубка — не пытайтесь натянуть сову на глобус, лучше просто использовать термоусадку правильного размера.
Подведем итог
Теперь вы узнали как правильно пользоваться изоляционными лентами и с термоусадочными трубками, какие ошибки можно сделать и их последствия. Какие инструменты необходимы для изоляции объекта. Уверены, что статья добавила кое-что к вашей копилке знаний в области электротехники. Если что-то осталось не ясно — спрашивайте в х ниже.
4— 4,00
НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ
Источник: https://2shemi.ru/kak-izolirovat-provoda-izolentoj-ili-termousadochnoj-trubkoj/
Можно ли изолировать провода скотчем вместо изоленты: за и против
Можно ли изолировать провода скотчем, если под рукой не оказалось других профессиональных материалов? Клейкая лента не является специализированным средством для работы с проводами, поэтому многие специалисты дают отрицательный ответ. Однако для временной изоляции скотч используется весьма успешно.
Изолента и скотч: отличия
Скотч, а также другие популярные замены изоленты, например, медицинский пластырь, не предназначены для работы с проводами. Почему практика их использования довольно распространена?
Состав изолирующей ленты — это поливинилхлорид и клейкий слой. Материал пропитывается негорючими составами. Скотч не сильно отличается от изоленты — это полиэтиленовая плёнка с нанесённым на неё клеем. Исходя из этого, можно допустить замену одного материала на другой.
За и против
Между изоляционной лентой и скотчем есть существенные отличия:
- Толщина. Скотч значительно тоньше, поэтому понадобится больше слоёв.
- Скотч очень легко деформируется, плавится. Любые провода имеют свойство нагреваться, и если профматериалы являются термоустойчивыми, то клейкая лента нет.
- Также «старение» изоляции из скотча происходит быстрее, чем в случае со специальными материалами. Понадобится частая замена и постоянное наблюдение.
Меры безопасности
Изоляция проводов 220 вольт должна проводиться качественно. Малейшая ошибка — и вы подвергаете опасности своё имущество и людей, живущих в помещении. Использование материалов, не предназначенных для изоляции, чревато замыканием и пожаром. Ещё один минус — от скотча остаются липкие следы клея, которые сложно отмыть.
Для работ с проводами применяется пвх-изолента, лента на хлопчатобумажной основе (предпочтительна для сухих помещений), специальные клеммы, термоусадочные трубки. Изоляционная лента продаётся везде и стоит недорого, поэтому предпочтение лучше отдать именно ей. При первой же возможности в целях безопасности рекомендуется сменить временную изоляцию из скотча на профессиональные материалы.
Источник: https://goodklei.ru/remont/izolirovat-provoda-skotchem.html
Где применяются неизолированные провода
ⓅНеизолированный провод – это востребованный тип кабельно-проводниковой продукции, отличающийся отсутствием верхнего изолирующего слоя. Материалом для изготовления жил кабеля служат медь, алюминий, бронза, а также сплавы на основе стали и других металлов.
Чаще всего у провода имеется стальной сердечник, на которого сверху накручивается слой тонкой алюминиевой проволоки.
Особенностью конструкции неизолированного кабеля является наличие центральной скрутки правильной формы, поверх которой находится еще один слой проводниковых жил, скрученных в противоположном направлении.
Где используются неизолированные провода?
Применение неизолированных проводов широко распространено в области промышленности и производства:
- строительство воздушных линий электропередач (ЛЭП);
- производство и установка антенн;
- запитка высокомощного кранового оборудования;
- обустройство распределительных щитов и силовых установок;
- соединение узлов и механизмов машин, спецтехники, станков.
Из-за отсутствия изолирующего слоя везде, где применяются неизолированные провода, необходимо строгое соблюдение техники безопасности. Провода под напряжением без изоляции представляют смертельную угрозу поражения электрическим током, поэтому для их установки и эксплуатации требуется участие квалифицированных электриков.
Преимущества неизолированных проводов
Независимо от того, для чего нужны неизолированные провода, они показывают себя с лучшей стороны во время эксплуатации:
- широкий диапазон рабочей температуры составляет -60..+55°С;
- стойкость к воздействию влаги и высоких температур;
- устойчивость к перепадам атмосферного давления;
- неуязвимость к воздействию атмосферных осадков, солнечного излучения и абразивных частиц в воздухе (песка, пыли);
- механическая устойчивость к ударам и вибрации;
- ресурс эксплуатации – не менее 10000 часов в стандартных климатических условиях.
Особенности неизолированных кабелей
Наиболее распространенной разновидностью неизолированного провода является изделие с медной и алюминиевой жилой. Наличие медной жилы обозначается маркировкой «А». Отсутствие этой буквы обозначает наличие алюминиевой жилы сердечника.
Продажа неизолированного кабеля в Украине
Всем, кто занимается снабжением предприятий рабочими материалами и оборудованием, заинтересован в поиске надежного поставщика, готового предложить качественную кабельно-проводниковую продукцию, соответствующую требованиям ГОСТ. Высокое качество и соответствие стандартам – важнейшие условия, обеспечивающие производительность работы силового оборудования, а также безопасность персонала.
Компания «Метиз-Маркет» предлагает купить неизолированные провода по доступным ценам от производителя с доставкой по регионам. Высокое качество продукции, а также сжатые сроки поставок обеспечивают оптимальные условия для сотрудничества на постоянной основе. Подробнее на официальном сайте компании.
*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.
Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/novosti-kompaniy/gde-primenyayutsya-neizolirovannye-provoda-127630
Почему высоковольтные провода не изолируют?
Любой электрик уверенно заявит, что защита проводов от риска короткого замыкания обеспечивается не только грамотным их соединением. Изоляция играет важную роль, внимание ей уделяется практически в любом случае. Однако для высоковольтных проводов ее по какой-то причине не создают. В чем причина данного упущения?
Действительно ли это упущение, или подобный подход имеет некую практическую значимость? Разбираясь в деталях вопроса, можно найти ответы на данные вопросы. Для прояснения нюансов придется даже заглянуть в прошлое.
Всегда ли использовалась изоляция?
О том, что провода следует изолировать, было известно уже на первых этапах применения электричества. Однако хорошей изоляции тогда не было, особенно такой, чтоб выдерживала негативные воздействия среды на открытом воздухе.
Сегодня в распоряжении людей есть пластик, резина, множество других компонентов, позволяющих создавать недорогую изоляцию, которая прослужит достаточно долго. В прошлом же материалы могли использоваться только малонадежные и дорогие.
В ход шли неизолированные провода, которые просто отмечались соответствующей табличкой, чтобы люди их не трогали. В противном случае проводку пришлось бы менять едва ли не ежегодно, затрачивая на это огромные суммы.
Но данный подход применялся исключительно в прошлом, сегодня изоляция достойного качества доступна всем, ее вполне можно было бы применять на высоковольтных проводах в том числе. Но ее не используют.
Главным изолятором в данном случае становится сама окружающая среда – в первую очередь, воздух, сопротивление которого достаточно высокое для обеспечения безопасности.
Так как между парой проводников может проскочить дуга уже от одного только чрезмерного сближения при разных фазах, на высоковольтных линиях применяют керамические распорки, способные исключить подобный риск.
Кабеля необходимо изолировать также от земли, для данной цели в рамках высоковольтных линий применяют крупные изоляторы из фарфора, которые полноценно выполняют возложенные на них функции. Перечисленных мер бывает на практике вполне достаточно для обеспечения безопасности, для надежной работы линий.
Можно ли заизолировать высоковольтные кабели?
На сегодняшний день существуют все возможности для полной изоляции электрокабелей, однако подобные мероприятия не проводятся. В них нет особого смысла, но они существенно удорожат работы по электрификации, поддержанию данных коммуникаций в исправном состоянии. Так, в частности, придется тратиться не только на приобретение изолятора как материала. Потребуется усиление кабеля, опор, поскольку вес изолированной конструкции будет более высоким. Изолированные линии сегодня используются, однако их прокладывают под землей, поскольку такой подход оказывается наиболее целесообразным. Что касается надземных решений – здесь не возникает острой необходимости в изоляции, система самодостаточна, эффективна и без нее. Нет смысла повышать стоимость линии, когда дополнительные вложения мало что изменят кардинальным образом.
Находясь на высоте, неизолированные линии не создают рисков. Однако обнаружение повреждений происходит быстрее, как и ремонт, появляется целый ряд других преимуществ в виде долгой службы по причине небольших весовых нагрузок, прочих аспектов.
Таким образом, изолировать высоковольтные воздушные линии просто нет смысла. Осуществить это можно, однако изоляция ничего не изменит, принесет в основном отрицательный эффект. Линии будут обходиться дороже, равно как и их эксплуатация, большой вес проводов изоляции в сочетании с высокой стоимостью материалов не дадут ровным счетом никаких преимуществ.
Изолировать имеет смысл только подземные высоковольтные коммуникации, что же касается воздушных линий – они безопасны и без дополнительных мер защиты, находясь вне зоны досягаемости человека.
Будучи спроектированными, выстроенными согласно всем правилам, они имеют собственные механизмы защиты, общей изоляции, что позволяет им служить подолгу, обеспечивая поставку электричества и безопасность для людей.
Источник: https://labuda.blog/174430
Автозвук — решение проблем (Часть 2) — DRIVE2
Текст не мой. Источник в конце. Сохранил для себя. Может информация еще для кого окажется полезной.
Часть 1
Здесь мы расскажем Вам о решении наиболее часто встречающихся проблем в области проводки силовых и межблочных кабелей и устранении побочных шумов в автомобильных аудиосистемах. Для начала представим Вам четыре основных правила разводки проводов при установке автомобильных аудиосистем.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ. Используйте, по возможности, наиболее качественные межблочные (RCA) и акустические провода, силовые кабели. Если Ваш бюджет ограничен, то наибольшие вложения стоит сделать в межблочные кабели. Энергосистема автомобиля генерирует электромагнитные поля, которые создают шум в аудиосистеме, проникая через плохой экран дешевых RCA кабелей.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Прокладывайте RCA кабели подальше от силовых проводов звуковой системы и электропроводки автомобиля. Обратите внимание на то, что бы акустические (колоночные) провода и силовые кабели пересекались под углом 90 градусов.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ. RCA кабели не должны быть длиннее чем этого требует расположение компонентов системы. Чем короче межблочные кабели, тем меньше вероятность электромагнитных наводок.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ. Заземляйте, по возможности, все компоненты Вашей звуковой системы в одной точке. Когда компоненты заземлены в разных местах, то это может привести к возникновению контуров заземления, которые являются источником шума в звуковой системе.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШУМА.Шум в аудиосистеме автомобиля может возникать по многим причинам. Распространенной проблемой является несовпадение уровней сигнала между компонентами аудиосистемы. В результате этого возникает избыточное шипение, особенно на низких уровнях громкости.
Правильная регулировка уровня сигнала предусилителя оптимизирует рабочую характеристику «сигнал/шум» усилителя. Важно не перегрузить входной сигнал на усилитель и выходной сигнал с усилителя.Электрическая система автомобиля сама по себе является источником шумов. Автомобильный генератор, необходимый для подзарядки аккумулятора, генерирует переменный ток.
Шум генератора распознается как завывание, меняющееся в зависимости от оборотов двигателя. Большой ток от генератора порождает мощное электромагнитное поле.
Если расположить рядом два кабеля, один из которых несет электрический ток, то возбуждение тока в соседнем проводнике под действием электромагнитного поля может произойти в двух случаях:— при движении одного из кабелей относительно другого;— при изменении интенсивности электромагнитного поля.
Как только, включается генератор для зарядки аккумулятора, вступает в действие второй из вышеперечисленных случаев. Иногда источником шума может служить аккумулятор, если он имеет плохой элемент. В этом случае способность аккумулятора фильтровать шум резко снижается. Неисправный генератор также может породить шум в аудиосистеме.
Шум в аудиосистеме возникает из-за влияния магнитного поля проводника на соседние линии электропитания. Это называется индуктивной связью. Магнитная головка автомагнитолы наиболее чувствительна к магнитной энергии, поскольку она сконструирована для считывания магнитного заряда с пленки кассеты.
Эффективным путем устранения или предотвращения шума в данном случае является удаление источника шума из окрестности блока головки автомагнитолы. Это означает физическое перемещение силовых проводов подальше, или прокладка их по новому пути, вдали от магнитолы.
Также присмотритесь к электронным часам и измерительным приборам в салоне автомобиля, размещенным прямо над головным устройством. Устройство, которое не может быть перемещено, необходимо экранировать магнитно- непроницаемой металлической фольгой, богатой ферритом.
Алюминевая фольга редко срабатывает, потому что состоит не из феррита или других форм магнитного экранирования. Экранирование блока магнитной головки сработает только в случае, если экран независимо заземлен.Акустические провода, проложенные слишком близко от жгутов электропроводки автомобиля, также будут увеличивать вероятность появления шума.
Магнитное поле, окружающее один провод, может быть индуцировано в аудиопровод. Пересекать такие провода следует под прямым углом, что исключает появление шумов.Соединения панелей кузова в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии и, со временем, вероятность того, что металлический ограждающий щиток станет незаземленным, — очень высока.
Капот автомобиля прикреплен на петлях и производители устанавливают заземляющую пластину от противопожарной перегородки до капота. Когда шум появляется внезапно, скорее всего сломалась эта заземляющая полоска, или у нее на соединительных деталях высокое коррозийное образование. Удаление ржавчины устранит проблему.Различные электронные узлы автомобиля также являются источниками шумов. Бортовые компьютеры, электронное зажигание и впрыск, тормозные системы ABS, электронные регуляторы света и плохое заземление антенны могут вызывать шум. Системы электронного зажигания дают шум, слышимый в FM диапазоне радиоприемника и звучат как типичные искровые помехи.
Рассмотрим еще одну причину возникновения шума в звуковых автомобильных системах. Ею является электромагнитная интерференция (ЭМИ). На этом явлении основана передача радиоволн.
Провода аудиосистемы выступают в роли антенны, а усилитель работает как приемник и, в результате, мы получаем шумовые помехи в звуковой системе.
Примером ЭМИ может служить шум от системы зажигания или шум, возникающий при непосредственной близости к излучающей радио или ТВ антенне.
КОНТУРЫ ЗАЗЕМЛЕНИЯЗаземляющие контуры обычно появляются, когда несколько компонентов аудиосистемы, установленные в разных местах в автомобиле, заземлены по отдельности. Заземление в разных местах создает разное напряжение между отдельными областями кузова автомобиля.
Эти различия могут привести к проникновению шума в аудиосистему.Корпус автомобиля выступает, будучи большой массой, в роли «земли» для электрических цепей. Сопротивление кузова очень мало, но все же не равно нулю.
Это никак не сказывается на электрической цепи самого автомобиля, но для устанавливаемой звуковой системы может оказаться очень важной проблемой. Ненулевое сопротивление кузова дает разное напряжение между различными точками заземления. В результате мы получаем контур заземления.
Электронные компоненты аудиосистемы чувствительны к подобной разнице в напряжении на массе. Шумы от генератора и других узлов автомобиля просачиваются через контуры заземления в аудиосистему.
Существует несколько правил, которые следует соблюдать при установке аудиосистемы во избежание побочных шумов и помех:
• Заземляйте все компоненты в одной точке кузова автомобиля для того, чтобы не создавать контуров заземления. Лучше всего использовать для заземления отрицательную клемму аккумулятора или место на кузове, где заземляется отрицательный терминал аккумулятора. Используйте качественные многожильные провода из обезкислороженной меди для заземления и подвода питания.
Место контакта кабеля с корпусом надо тщательно зачистить от краски. Используйте наконечник типа «кольцо» соответствующего диаметра для заземляющего кабеля. Место контакта защитите от коррозии.• Используйте позолоченные клеммы и коннекторы при разводке питающих и заземляющих кабелей.
• Корпуса компонентов аудиосистемы не должны иметь контакт с кузовом автомобиля, чтобы не допустить образования контуров заземления.
• После того, как все установлено и подключено, проведите тест. Включите аудиосистему, отключите антенну от головного устройства.
Далее отсоедините заземление аудиосистемы от кузова. Если аудиосистема отключилась, значит она имеет единую точку заземления. Следовательно контуров заземления нет. Это на 90% гарантирует Вам отсутствие шума в аудиосистеме.
• Если нет возможности заземлить все компоненты в одной точке, то можно выбрать еще одну точку для «массы» c таким условием, чтобы разность напряжения между этими двумя точками на кузове была бы наименьшей и не превышала 0.2В. Головное устройство, эквалайзер и кроссовер заземляйте на противопожарной перегородке, а усилитель на корпус багажника.
УСТРАНЕНИЕ ШУМА В АУДИО СИСТЕМЕВ этом тексте мы расскажем Вам о том, что надо делать, если аудиосистема, которую Вы установили, дает посторонний шум или помехи.I. Отсоедините головное устройство от аудиосистемы. Если шум прекратился — заземлите головное устройство в общую точку на корпусе, куда заземляются остальные компоненты системы.II.
Если шум не исчез, и если компоненты заземлены в разных местах на корпусе автомобиля, то, пользуясь цифровым мультиметром (ЦММ), замерьте напряжения между отрицательным терминалом аккумулятора и точками заземления каждого компонента.
Если Вы обнаружили разницу в показаниях, то необходимо уравнять уровень сигнала между компонентами, заземлить все компоненты в одном месте на корпусе, или найти другое место на кузове для «земли» компонента, напряжение которого отличается от других показаний. Уровень сигнала между компонентами должен быть одинаковым.
Показания уровня сигнала между компонентами снимаются с экранов RCA кабелей во всех возможных комбинациях между компонентами аудиосистемы.III. Если же разницы в показаниях ЦММ нет, то причина шума, скорее всего в следущем:— RCA провода расположены в непосредственной близости к силовым проводам или RCA провода плохого качества.
— акустические провода проложены параллельно силовому кабелю или пересекают его под углом меньше 90 градусов;— акустический провод имеет контакт с кузовом автомобиля;— корпус усилителя не изолирован от кузова автомобиля;
— антенна плохо заземлена и создает контур.
МЕТОДИКА УСТАНОВКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ АУДИОСИСТЕМ.Проверка автомобиля. Одним из наиболее значительных этапов в процессе установки оборудования является проверка автомобиля. Прежде чем осуществлять какую-либо работу по установке, следует тщательно обследовать машину клиента, начиная с ее внешнего вида.
Отметьте в установочном листе все недостатки в окраске, вмятины, царапины и прочие внешние дефекты, в которых Вас могут обвинить позже. Будьте внимательны, Вы можете заметить царапины, которые клиент никогда раньше сам не видел.Прежде чем приступать к работе, защитите по возможности обивку салона от возможных повреждений и пятен.
Для защиты сидений и руля применяются специальные чехлы одноразового или многоразового использования. Всегда помните, что предметы и инструменты, лежащие в заднем кармане брюк, могут повредить сидения в автомобиле. Даже заклепки на джинсах могут привести к неприятностям.Последним, но не менее важным этапом является полная проверка функционирования автомобиля.
Укажите в установочном листе все неисправности, которые Вы обнаружили, и обязательно уведомите об этом клиента. Лучше всего проверять состояние автомобиля в присутствии клиента.Описанные выше действия занимают некоторое время, зато оградят Вас от возможных обвинений со стороны клиента в повреждениях, которые возникли до того, как автомобиль появился в Вашей мастерской.
Снижение риска ненужных претензий по поводу повреждений поможет снизить страховые издержки и защитит Вашу репутацию надежного, первоклассного установщика.Регистрация данных. Ведение точных записей по проведению установочных работ зачастую игнорируется установщиками.
Однако, полная информация об аудиосистеме, установленной в конкретный автомобиль, поможет Вам, в случае рекламаций, возникших через длительный промежуток времени, правильно разобраться в неприятной ситуации.
Необходимо в установочном листе подробно описать всю звуковую систему: силовые кабели, распределители питания и заземления, точки заземления, все компоненты системы и параметры их настройки. Все записи должны храниться аккуратно в маркированных папках или в компьютере.
Вдобавок к информации по установке, картотека должна содержать сведения об источниках поступления исходных материалов и компонентов. В установочном листе должны быть указаны сведения о клиенте (имя и телефон) с которым можно будет связаться в случае возникновения проблем в ходе установки.Разборка автомобиля.
Требуется определенный практический опыт и много терпения, чтобы демонтировать приборный щиток или панель обшивки двери, а потом как следует поставить их на место. Возможность повреждения во время этой стадии работы относительно велика, и поэтому следует оговорить специальные меры предосторожности. Первое и самое главное — использование подходящих инструментов.
Перечень некоторых из них приводится в следующей главе.Большая плоская отвертка не является подходящим инструментом для демонтажа дверных панелей. Существует специально сконструированные для этой цели инструменты от фирмы Lisle Tool. Плоскогубцы не подходят для откручивания гайки на контактном зажиме аккумулятора, или устанавливаемой на крыле автомобиля антенны.
Лучше использовать гаечный ключ с открытым концом, или разводной ключ.При разборке автомобиля помещайте каждую часть в маркированную коробку или пластиковое ведро. Никогда не оставляйте детали на полу мастерской. Они потеряются, либо на них наступят и сломают. Пометьте контейнеры: «Левая Передняя Дверь», «Приборный Щиток», «Задняя Панель».
В то время, как происходит разборка этих отделений автомобиля, соответствующий контейнер должен быть под рукой, а каждую деталь следует помещать в него как только она удаляется с автомобиля. Такая методика предохранит Вас от стресса в период работы над автомобилем, и работа пойдет намного быстрее, особенно при сборке.Разводка проводов и кабелей.
Правильная установка линий электроснабжения, прокладка межкомпонентных и колоночных проводов является важной задачей установщика. Хотя эта стадия установочного процесса является утомительной и отнимает много времени, следование основным правилам разводки проводов обязательно для мастера и является залогом успеха и профессионального уровня установочного процесса.
• Всегда прокладывайте межкомпонентные RCA провода и силовые кабели подальше друг от друга во избежание наводок и шумов в системе.• Силовые кабели Вашей аудиосистемы протаскивайте с той же стороны автомобиля, где расположен аккумулятор. Избегайте пересечения силового кабеля с другими питающими проводами электросистемы автомобиля.
• Никогда не протаскивайте провода через щели с острыми металлическими краями. Всякий раз, когда кабель проходит в металле, используйте специальные уплотняющие кольца или пластиковые проходные втулки. Силовой кабель помещайте в специальный защитный гофрированый кожух, прикрепляемый к корпусу автомобиля специальными хомутами.Контуры заземления.
Заземляющие контуры являются, пожалуй, наиболее частой причиной проблем с шумами в автомобильном аудио. Процедуры по устранению контуров заземления могут быть сложными, если мастер недостаточно хорошо знаком с теорией возникновения контуров заземления.Контуры появляются, когда все компоненты в аудиосистеме не заземляются в одной точке на корпусе автомобиля.
Разница в напряжении (потенциале) между различными точками «земли» являются причиной возникновения «контура», или перепада напряжений между точками заземления на корпусе автомобиля. Существенно важно правильно проложить провода и убедиться в том, что все компоненты системы заземлены в одном месте. Точки, где заземления могут создавать положение «контура», следующие:1.
Низкоуровневые выводы, идущие от выхода с головного устройства (магнитолы) на вход кроссовера или усилителя. Ничто не даст шуму проникнуть в систему быстрее, чем плохой межкомпонентный кабель. Всегда применяйте высококачественные хорошо экранированные RCA кабели.2. Усилитель или любой другой компонент, закрепленный прямо на металлической детали автомобиля. Никогда не устанавливайте компоненты на неизолированный металл. Всегда используйте подвеску для усилителя, и изолируйте другие компоненты звуковой системы.3. Заземление компонентов системы в разных местах на корпусе. Всегда заземляйте все компоненты в одной точке. В противном случае, возникает вероятность проникновения завывания генератора автомобиля в аудиосистему.Не следует заземлять в одной точке компоненты звуковой системы и различные электрические узлы автомобиля, такие как электродвигатель вентилятора или фары тормоза. В противном случае, вероятно, что в звуковую систему проникнут щелканье или жужжание всякий раз, когда будет включаться вентилятор или нажиматься педаль тормоза.
Хорошая точка для заземления в автомобиле находится под болтом крепления поясного ремня безопасности. Соскоблите краску вокруг болтового отверстия и используйте кольцевую прокладку (шайбу) в форме звездочки, чтобы добиться хорошего контакта.
Ребристые шайбы-звездочки лучше подходят для заземления, чем обычные плоские шайбы. Всегда старайтесь избегать заводской электропроводки для подвода питания или заземления аудио компонентов.
У этой проводки, как правило, неподходящий калибр, и заземляющий провод зачастую не идет напрямую к «земле», и собирает заземления с других электроагрегатов. Это легко может привести к возникновению треска и щелчков в звуковой системе.
Заводская электропроводка также проходит в общем жгуте проводов, идущих к другим устройствам автомобиля, которые могут наводить шум.
Источник
Источник: https://www.drive2.ru/b/1371874/